Oт редакции: Единый паспорт


Многие россияне накануне летнего сезона столкнулись с трудностями при оформлении загранпаспортов. Одни вынуждены занимать очередь с ночи, другие пользуются услугами посредников, которые сдают документы за $200–500. Сокращение срока оформления оплачивается отдельно. Рост очередей вызван не только сращиванием бюрократии с бизнесом, но и объективными причинами – ростом турпотоков. В 2002 г. за границу, по данным Ростуризма, выехали немногим более 5 млн россиян, в 2007 г. – уже 9,4 млн. По словам представителей Федеральной миграционной службы (ФМС), число обращений за загранпаспортами в Москве ежегодно растет в 1,3–1,4 раза, в Подмосковье – в 1,5–1,6 раза.

Руководство столичного управления ФМС пошло на нестандартный шаг. Персонал паспортно-визовых отделов начал принимать документы по месту работы. «Сотрудники нашей службы побывали в Плехановском институте, МГУ, 64-й больнице, Институте клинических исследований, в гимназиях и собрали материалы для оформления загранпаспортов у 300 человек», – сообщила пресс-секретарь московского УФМС Залина Филимонова. По словам представителей ФМС, выездной прием документов сотрудников и их родственников по запросу руководства предприятия и учреждения организуют и в других регионах: Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. По мнению представителей ФМС, новый метод работы позволит принимать больше анкет, сократить очереди и ликвидировать серый околопаспортный бизнес.

Идея выглядит привлекательно. Впрочем, очередь граждан может сменить неформальный конкурс заявок руководства госучреждений и коммерческих фирм на оформление документов у сотрудников. Чтобы сократить очереди на оформление загранпаспортов, необходимы более радикальные изменения. Как минимум нужно наконец создать электронный документооборот между ФМС, МВД и ФСБ, предоставляющими данные о допуске граждан к гостайне и судимости, которые препятствуют выезду за границу. Как максимум необходимо оставить в качестве главного документа только один паспорт – и для внутреннего, и для внешнего обращения. И так, чтобы его не нужно было менять раз в пять лет.