Сеть важнее рекламы

Разветвленные сети и низкие цены помогли отечественным маркам одежды обогнать по популярности многих иностранных конкурентов. Лидеры мало тратятся на рекламу, эту функцию могут выполнять вывески их магазинов
Е.Кузьмина

Мало мест. Арина Сендер

руководитель отдела торговой недвижимости «Knight Frank – Санкт-Петербург». «Для марок одежды предложение помещений на центральных торговых улицах сильно ограничено, арендаторы неохотно освобождают эти места. Поэтому сетевые магазины чаще открываются в торговых центрах»

Самые популярные марки одежды в Петербурге – международные бренды спортивной одежды, подсчитали в исследовательской компании WorkLine Research. Эта фирма в феврале 2008 г. поинтересовалась у 650 петербуржцев, какие марки они знают и предпочитают покупать. Респондентов спрашивали, какие марки они готовы назвать навскидку (спонтанное знание), какие марки знакомы им из перечня брендов (знание по списку) и одежду каких марок они покупали хотя бы раз за прошлый год.

Марку Adidas знают 99% горожан, а покупали ее одежду в прошлом году 37%. Не намного отстают от нее Reebok и Nike. А с другими международными гигантами отечественная одежда уже успешно конкурирует. По 23% петербуржцев покупали в прошлом году одежду под марками Puma и Sela, петербургскую марку Oggi – 21%, Columbia – 20%.

Лидерство Adidas неудивительно, заявили сразу три игрока этого рынка. Это традиционная для России марка, которая была известна еще во времена СССР. Спортивная одежда продается и в мультибрендовых магазинах, это добавляет ей популярности, замечает коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. Adidas лидирует и по количеству магазинов (см. таблицу).

Успехи отечественных марок связаны с большим опытом работы и хорошей дистрибуцией, считает директор по маркетингу «Мэлон фэшн груп» (марки Zarina и Befree) Наталья Немчина. «Sela, Oggi и наши марки развивались вместе с рынком и успели занять на нем хорошие места. По количеству магазинов и по проходимости их российские марки не уступают, а часто и превосходят иностранных конкурентов», – рассуждает она. Такого же мнения придерживается и Гаспарян.

А руководитель отдела торговой недвижимости «Knight Frank – Санкт-Петербург» Арина Сендер добавляет, что отечественные марки ведут грамотную ценовую политику. Из-за сравнительно низких цен они не вступают в прямую конкуренцию с зарубежной повседневной одеждой Mexx, Colin’s или Esprit, согласен топ-менеджер крупного петербургского производителя одежды. По его словам, отечественная повседневная одежда дешевле иностранных аналогов в среднем на 50%. «А для Петербурга, который по доходам отстает от Москвы и некоторых региональных центров, вопрос цены очень важен», – говорит он.

Лидеры рынка по узнаваемости и количеству покупок являются аутсайдерами на рекламном рынке. По данным «TNS Санкт-Петербург», на «Глорию джинс» и Sela приходилось соответственно по 0,3% и 0,1% всех расходов ритейлеров одежды и обуви на рекламу в петербургских медиа за прошлый год. Adidas потратила и того меньше (см. таблицу). Для компаний, которые давно работают на рынке, потребность в больших объемах рекламы отпадает, отмечает Немчина. Гендиректор агентства «Паприка брендинг» Маргарита Васильева добавляет, что часто рекламой сетям служат вывески и витрины их магазинов. «Для раскрученных сетей дистрибуция и представленность в торговых центрах важнее прямой рекламы. Кроме того, они часто стремятся выстроить у целевой аудитории свой оригинальный образ, проводя, например, BTL-акции», – полагает она.

В опросе были приведены также около 20 марок класса люкс, говорит директор по стратегическому развитию WorkLine Research Михаил Подушко. Но они показали очень низкие цифры по спонтанному знанию и по количеству покупок. Например, D&G cпонтанно назвали 5,5% петербуржцев, Calvin Klein – 3,6%, Armani – 3,3%. Одежду этих марок покупали в 2007 г. меньше 1% петербуржцев. Причем практика, по которой российские франчайзи иностранных марок должны тратить $20 000–50 000 в сезон на местную рекламу, неэффективна, отмечает гендиректор компании «СПб фэшн» Никита Кондрушенко. «Такая реклама не работает. У людей просто не остается в голове то, что им практически точно не пригодится», – рассуждает он.