Глобалист: Восток есть Восток


Насколько крепок российско-китайский альянс? Именно этот вопрос, а не проблему Тибета я хотел обсудить, когда звонил на прошлой неделе министру иностранных дел КНР в Пекин.

И Китай, и Россия придерживаются концепции многополярности, наблюдается некоторая координация усилий в области международной политики и безопасности. В Совете Безопасности ООН обе страны поддержали запрет на вмешательство во внутренние дела стран-членов. 11 лет назад они учредили Шанхайскую организацию сотрудничества как противовес экспансии НАТО. Оба государства были против операции НАТО в Югославии в 1999 г., а сейчас – против признания независимости Косова.

Для обоих многополярность – оборонительная доктрина, призванная помешать США перекроить мир в соответствии со своими интересами и ценностями. Для Китая мультилатерализм – всего лишь попытка США сделать однополярность приемлемой для Европы. Антоним однополярности другой – многополярность, которая подразумевает плюралистичный мировой порядок: живи сам и позволь жить другим.

Я спросил, чем многополярность отличается от баланса сил. Китайский чиновник объяснил, что если баланс сил – это джунгли, в которых хищники не нападают друг на друга, опасаясь получить отпор, то китайская концепция похожа на гармоничную картину, в которой различные формы, образы и цвета находят подобающее им место.

Но зачем же тогда Китай перевооружается? Затем, объяснили мне, что каждый полюс должен быть достаточно силен, чтобы защитить свою территориальную целостность. Даже если брать Китай и Россию вкупе, темпы их вооружения не позволяют поддерживать военный паритет с США и играть сходную роль в международных делах.

Затем последовала элегантная дискуссия о сложившийся в Китае ситуации, как ее видят из Пекина. История свидетельствует, что Китай был самой малоагрессивной нацией в мире. Почти все силы его правителей уходили на предотвращение внутренних конфликтов и защиту от вторжений извне. В наши дни для соблюдения внутренней гармонии требуется сократить огромный разрыв в доходах между восточными и западными провинциями; для внешней гармонии нужно, чтобы Запад признал власть Китая над Тибетом и Тайванем. Дискуссия окончилась цитированием поэта Ду Фу времен династии Тан: «Нам достаточно того, что мы в силах защищать свои границы от вторжения врагов. Какая нам нужда в бессмысленных убийствах?»

Российско-китайский альянс существует, но это брак по расчету, а не по любви. Россия безнадежно западна в своей одержимости мировой политикой силы. Китай безнадежно восточен в своем величавом равнодушии. Но глобализация – проект Запада. Остается воочию убедиться, насколько принципы Конфуция, Мэн-цзы и Ду Фу, будучи истолкованы с позиций прагматизма, пригодны для плавания в этих водах.