Ненавязчивое умолчание

Новосибирский Роспотребнадзор пытается оспорить в суде продажу сертификатов дополнительного сервиса местным филиалом «Эльдорадо». Подобные иски ведомство уже выиграло в трех российских городах
А. Воробьев

ООО «Эльдорадо»

Ритейлер. Развивает сеть бытовой техники и электроники. Включает 1150 магазинов в России (из них по франчайзингу – 670), 97 – на Украине и 49 – в Казахстане, а также 460 салонов связи. Оборот в 2007 г. – $6 млрд. Основной владелец – Игорь Яковлев.

Рассмотрение иска новосибирского управления Роспотребнадзора к филиалу «Эльдорадо-Сибирь» назначено на 16 мая в суде Центрального района, сообщила «Ведомостям» заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Наталья Харченко.

Иск был подан на основании жалоб покупателей сети в конце декабря 2007 г. Роспотребнадзор требует от ритейлера прекратить продажу сертификатов программ дополнительного сервиса (ПДС) с нарушением закона «О защите прав потребителей» (недостоверная и неполная информация о товаре, услуге, ненадлежащее качество товара).

Продавцы магазинов сети, продавая покупателям ПДС, не разъясняли, что программа действует в течение гарантийного срока на товар от производителя и дублирует его гарантийные услуги, говорит Харченко, ссылаясь на жалобы заявителей. По ее словам, Роспотребнадзор решил обратиться в суд потому, что филиал не выполнил прошлогоднее предписание ведомства прекратить это нарушение. Филиал пытался в 2007 г. оспорить это решение, но безуспешно.

Представитель «Эльдорадо» Илья Новохатский знает о предстоящем судебном разбирательстве. Он говорит, что еще в ноябре 2007 г. компания учла все претензии новосибирского Роспотребнадзора: теперь сертификаты ПДС снабжаются приложением, в котором расписаны условия их действия. Но Роспотребнадзор это не устроило. «Дополнения лишь разъясняют используемые в ПДС термины, но не снимают главной претензии [относительно] сроков действия сертификата», – поясняет Харченко.

В 2006–2007 гг. Роспотребнадзору удалось выиграть подобные иски к филиалам компании в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Красноярске. Теперь в этих городах магазины сети продают ПДС, которые вступают в действие после гарантийного срока производителя и не дублируют такие бесплатные услуги, как консультация по применению, профилактика и диагностика. Новохатский это подтвердил.

Ранее в «Эльдорадо» «Ведомостям» рассказывали, что стоимость сертификата ПДС составляет 10–15% от стоимости товара, что участники рынка оценивали в среднем как 3–4% выручки (около 13% прибыли) ритейлера. Директор по аналитике потребительского сектора Deutsche Bank Алексей Кривошапко оценивает долю сертификатов ПДС в 2% от общего оборота «Эльдорадо».

Юрист «Юридической практики» Иван Кокарев говорит, что у «Эльдорадо-Сибирь» шансов на успех нет. «Проиграв суды в других регионах, рассчитывать на победу в Новосибирске – вопреки здравому смыслу», – отмечает он.

Другие сети тоже продают покупателям программы дополнительного сервиса («Техносила» – «Сервис +», «М.видео» – «Что бы ни случилось», «Мир» – «Программа надежности», DOMO – «Сертификат дополнительного сервиса»). Стоимость программы зависит от цены товара: выше 25 000 руб. – 8–12% от цены за два года и 10–15% – за три года. Но программы этих сетей вступают в действие по истечении гарантии производителя техники.