Вектор


Интересно, но мало

В мае Армения проведет тендер на третью GSM-лицензию, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителя местного министерства транспорта и связи. Первые два оператора, работающие в этой стране, были приобретены российскими «Вымпелкомом» («Арментел») и МТС («К-телеком»), вместе они обслуживают около 65% населения. Роль третьего игрока тоже могла бы достаться российской компании – «Мегафону». Ее гендиректор Сергей Солдатенков в беседе с «Ведомостями» в начале этого года назвал Армению интересным рынком – правда, при условии, что его компания будет работать и в смежных странах СНГ. Сама по себе Армения с ее 3 млн жителей не сильно интересует «Мегафон», дал понять Солдатенков. Вчера представитель оператора Марина Белашева затруднилась уточнить, будет ли «Мегафон» участвовать в тендере. Похожая ситуация и на других сотовых рынках СНГ: там либо нет желающих продавать активы (например, в Белоруссии или Азербайджане), либо уровень проникновения мобильной связи так высок, что стоимость выхода на эти рынки будет окупаться очень долго. К примеру, «Вымпелком», начавший работать на Украине лишь в конце 2005 г., когда сотовой связью там пользовалось уже 56,3% населения, до сих пор не получает в этой стране прибыли. Так что избирательность может сослужить «Мегафону» плохую службу: он рискует остаться исключительно российским оператором (если не считать нескольких сотен тысяч абонентов в Таджикистане).

«Росно» поплатилась за то, что в прошлом году активно страховала по каско новые машины, купленные в кредит: каско и ОСАГО стали основными составляющими убытка по автострахованию по МСФО в 2007 г. – около $40 млн, признался вчера первый заместитель гендиректора «Росно» Дмитрий Попов. Прибыль по другим видам бизнеса перекрыла эту цифру, и «Росно» смогла заработать $20 млн. На высокую убыточность кредитного автострахования жаловался и гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев.

Смогут занять

Moody’s проанализировало главные риски, угрожающие ликвидности компаний основных секторов российской промышленности (нефть и газ, электроэнергетика, телекоммуникации, сталелитейный и угольный сектор). Из-за недостаточных инвестиций в период с начала глобального кредитного кризиса компаниям могут потребоваться значительные капитальные вложения, чтобы оставаться конкурентоспособными, считают аналитики. Следствием этого может стать низкий объем генерируемого компанией свободного денежного потока или даже его отсутствие. Так что компаниям вряд ли удастся в кратко- и среднесрочной перспективе уменьшить задолженность, полагают аналитики. Второй риск – все еще низкий уровень корпоративного управления в России, который негативно влияет на рейтинги, а значит, и на стоимость фондирования. Третий риск – отсутствие у менеджмента компаний большого опыта управления ликвидностью. Особенно уязвимыми, по мнению Moody’s, могут оказаться компании цикличных отраслей, использующие для развития в основном кредитные средства и планирующие большие капитальные затраты. И все же, несмотря на все риски, Moody’s ожидает, что ситуация на кредитном рынке в 2008 г. останется нормальной. Поэтому компании смогут рефинансировать обязательства, привлекая деньги способами, альтернативными внешним публичным займам, – с помощью, например, синдицированных кредитов, рублевых облигаций и предэкспортного финансирования.

Попало ли «Росно»

«Росно» активно наращивала портфель по страхованию автокредитов, понимая, что первый год бурного роста будет убыточным. В 2008 г. компания планирует сегментировать портфель, отказаться от опережающего роста моторного бизнеса, прежде всего в регионах, а также снизить долю автострахования в портфеле с 43% до 38–39%. Все это, по прогнозам Попова, с учетом роста премий по каско и ОСАГО позволит «Росно» выйти по итогам 2008 г. на «близкий к нулю» результат по моторному страхованию.

Страхование купленных в кредит авто – один из локомотивов рынка, им активно занимаются все крупные компании. Готовы ли они, как «Росно», рассказать о результатах по автострахованию? Большой вопрос.