Chery разбилась о рубль

Вчера «Автотор» прекратил производство китайских автомобилей Chery. Этот проект помог заводу в прошлом году стать крупнейшим производителем иномарок в России
С.Николаев

«Автотор»

Калининградский Автомобильный завод. Создан в 1997 г., общий объем инвестиций – более $250 млн. Входит в «Автотор-холдинг», председатель совета директоров – Владимир Щербаков. Выпускает легковые автомобили Chery, Chevrolet, Kia, Hummer, Cadillac, BMW, грузовые Yuejin.

О прекращении производства Chery сообщила «Ведомостям» представитель компании Елена Шамаева. По ее словам, стороны расторгли договор по взаимному согласию. «Автотор» объяснил прекращение производства «усиливающимся падением американского доллара и укреплением российского рубля».

Контракт c Chery на 2008 г. предусматривал объем производства около 40 000 автомобилей, рассказал руководитель проекта Chery Руслан Садыков, – столько же, сколько в 2007 г. Это бюджетный Amulet и кроссовер Tiggo. Сборка этих автомобилей, а также Chevrolet (45 514 автомобилей) обеспечила «Автотору» в 2007 г. первое место в России по производству иномарок, подсчитал «АСМ-холдинг». «Автотор» в прошлом году выпустил 106 368 автомобилей, за ним со значительным отрывом следуют «Тагаз» (71 050 автомобилей Hyundai), «Автофрамос» (69 241 Renault Logan) и «Форд мотор компани» (69 088 Ford Focus). Годом ранее безусловным лидером по производству «отечественных иномарок» был завод Ford, а «Автотор» занимал лишь шестое место с 39 853 машинами.

«Автотор» пользуется безусловными нулевыми таможенными льготами на ввоз комплектующих для крупноузловой сборки, которых нет ни у кого из производителей иномарок в России. Минэкономразвития неоднократно предлагало ограничить льготы «Автотора». Но решение об этом до сих пор не принято, передала через представителя директор департамента министерства Галина Баландина. Источник в администрации Калининградской области утверждает, что федеральные чиновники отказались от этой идеи в обмен на снятие Chery с конвейера «Автотора». Китайские автопроизводители давно вызывали изжогу у российских властей, отмечает аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак. Он напоминает, что ни одна компания из этой страны не смогла получить льготы на производство автомобилей в рамках промышленной сборки. Сейчас это уже невозможно – прием заявок от потенциальных инвесторов завершен в конце прошлого года. Так что если Chery решит построить свой завод в России, ей придется целиком платить таможенные пошлины при импорте комплектующих.

Источник на «Автоторе» утверждает, что Chery ведет переговоры о строительстве завода с несколькими регионами, но ни с кем еще не договорилась. Chery смотрела площадки в Ростовской, Волгоградской областях и вела переговоры с группой «Сок» о производстве автомобилей на мощностях «Ижавто», говорит менеджер одной из автосборочных компаний. Представитель группы «Сок» Дмитрий Румянцев подтвердил, что Chery рассматривает возможность производства на «Ижавто». Компания изучает возможности производства в России, но пока никаких договоренностей на этот счет не достигнуто, говорит представитель Chery Геннадий Павлов.