Ставка на ФРС

Министр финансов США Генри Полсон призывает к масштабной реформе регулирования всего финансового сектора. Но начнется она уже после преодоления последствий кризиса
AP

План по совершенствованию контроля за финансовыми рынками США Полсон представил вчера на заседании минфина в Вашингтоне. «Наши ведущие финансовые компании становятся еще более крупными, более сложными и более трудными с точки зрения управления, – заявил он. – Истинная угроза стабильности рынка – под землей, на корневом уровне, [который отвечает] за здоровье финансовых фирм».

Необходимость реформирования надзора в финансовом секторе была понятна властям еще до кризиса – работа над представленными вчера предложениями началась еще в июне. Реформы подготовлены не для борьбы с текущими проблемами рынка и заниматься ими нужно уже после решения нынешних трудностей, подчеркивает Полсон. «У нас должна быть и может быть структура, разработанная для мира, в котором мы живем, более гибкая, более приспособленная для изменений, которая более эффективно позволит нам справляться с неизбежными сбоями на рынке, которая лучше защитит инвесторов и потребителей», – цитирует Полсона Bloomberg.

Минфин предлагает сократить число надзорных органов и увеличить их полномочия. Значительно усилить влияние должна Федеральная резервная система США (ФРС), надзорные функции которой должны распространиться также на инвестиционные банки, хедж-фонды и страховые компании. В идеале ФРС должна стать регулятором, отвечающим за стабильность рынков. «ФРС должна иметь возможность двигаться по всей финансовой системе – в тех направлениях, где, по ее мнению, есть необходимость в более пристальном взгляде для сохранения стабильности», – утверждает Полсон.

Минфин предлагает объединить два своих подразделения: управление контролера денежного обращения (создано еще в 1863 г., контролирует исполнение законов, относящихся к деятельности коммерческих банков, зарегистрированных на федеральном уровне) и управление надзора за сберегательными учреждениями (регулирует деятельность ссудо-сберегательных учреждений, зарегистрированных на федеральном уровне и уровне штатов). Кроме того, предлагается объединить Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC, регулирует инвестбанки, брокерские компании, биржи ценных бумаг) и Комиссию по срочной биржевой торговле (CFTC, надзирает за торговлей сырьевыми товарами, срочными инструментами и валютами), лишив их попутно части функций по проведению расследования нарушений участниками рынков.

Председатель SEC Кристофер Кокс не против слияния с CFTC, пишет Bloomberg, а вот срочные биржи, которые сейчас регулируются CFTC, – CME и Nymex – инициатива Полсона вряд ли обрадует. У топ-менеджеров этих торговых площадок отношения с регулятором сложились давно, и переходить под надзор SEC они не хотят. Позиция руководства ФРС, которую газеты уже окрестили «суперкопом» финансового рынка, пока тоже не ясна.

Участники рынка и политики в оценках плана минфина единодушия не проявляют. Руководитель страхового ведомства штата Нью-Йорк Эрик Диналло новшеством недоволен. «Нельзя быть женатым сразу на двух, надо определиться с партнером, а уже потом работать над различиями», – говорит он. Сенатор от Нью-Йорка Чак Шумер заявил, что для него предпочтительнее был бы единый регулятор вместо предложенных трех. А председатель комитета финансовых услуг палаты представителей конгресса Барни Фрэнк называет предложение Полсона «очень конструктивным шагом», но не согласен со снижением влияния штатов.