Экономика знаний: Эффект масштаба


В предыдущих статьях мы говорили о том, какой может быть политика государства в области инноваций («Экономика знаний: Первые шаги», «Ведомости» от 5.03.2008), а также о том, какова действительная, а не мифическая роль венчурного капитала в развитии инновационного сектора экономики («Экономика знаний: Ниша для риска», «Ведомости» от 12.03.2008). В этой статье предлагаю обратить внимание на то, насколько позитивную роль в области развития высоких технологий может сыграть сотрудничество местного бизнеса с большими международными корпорациями.

Эволюция великанов

Крупные корпорации входят сейчас в третью стадию своего эволюционного развития. Эта перемена открывает отличные перспективы перед стартапами на развивающихся рынках, перед малым и средним бизнесом. Первой стадией эволюции была «международная модель» в понимании XIX в. На том этапе значительным шагом к выходу на мировую арену уже было простое открытие за рубежом офисов продаж, влияние которых на экономику принимающей страны было минимальным.

Вторую стадию иллюстрирует развитие крупных автомобилестроительных корпораций в 70-е гг. К примеру, Ford Motor в то время рос, создавая в других странах небольшие подобия себя самого. У каждого заграничного предприятия был свой менеджмент, свое производство, своя цепочка поставщиков, система продаж, логистика. На смену этому способу экспансии пришли «глобально интегрированные компании», работающие и инвестирующие по всему миру, стремящиеся избежать многочисленного дублирования функций.

Вместо того чтобы заводить отдельные цепочки поставщиков на разных рынках, глобальные компании «третьего уровня» формируют международную зону охвата с одной-единственной цепочкой поставщиков. Это ведет к появлению новых международных возможностей для развивающихся стран и их малого и среднего бизнеса, обладающего нужными навыками и конкурентными преимуществами.

Логика описанной эволюции транснациональных корпораций не только, а иногда и не столько в стремлении к снижению стоимости. Снижение затрат – не единственное условие роста. Иначе интернациональные фармацевтические компании не строили бы дорогие научно-исследовательские лаборатории в Европе, японские автопроизводители не наращивали бы производственные мощности в США, а компании вроде IBM не проводили бы научные исследования в Бангалоре и не размещали бы бэкофисные операции в Рио-де-Жанейро.

Малые выезжают на больших

Интернационализация цепочки поставщиков выгодна всем. Она позволяет малому и среднему бизнесу из развивающихся стран учиться у своего большого клиента, ускоряет передачу знаний и навыков, давая возможность локальному стартапу выйти на глобальный уровень.

Транснациональные компании (ТНК) охотятся за технологиями по всему миру, и им все равно, где они будут созданы. ТНК готовы применять технологии, созданные в одной стране, на множестве других рынков, помогать компаниям выявлять сильные и слабые стороны своих технологий по сравнению с продукцией конкурентов. Кроме того, среди приоритетов ТНК – интеграция технологий в свои цепочки поставщиков. Таким образом стимулируются инновации, экономический рост и создаются новые рабочие места.

Опыт многих рынков можно суммировать так. ТНК предоставляют стартапам технологическую платформу, в которую инновационный бизнес может встроить свое решение, ориентируясь на спрос. Сотрудничество с крупным бизнесом ускоряет разработки и вывод продукта на рынок, снижает риски для инвестора и расширяет доступ к финансированию, дает резкий толчок уровню продаж, позволяет малому и среднему бизнесу встроиться в корпоративные и международные деловые экосистемы.

Неиспользованный потенциал есть у многих развивающихся стран. Как ТНК могут увеличить свой вклад в инновационную экосистему развивающихся рынков и одновременно извлечь из этого выгоду для себя? Позвольте высказать два соображения.

Синергия технологий

Опыт показывает, что объединение в одном продукте местных и зарубежных технологий позволяет усовершенствовать бизнес-модель. Западные компании часто обнаруживают, что их решения лучше местных, но слишком дороги для местных потребителей. Из-за этого их продукция обречена быть нишевой, с ограниченным потенциалом продаж.

Чтобы снизить стоимость, местные технологии могут интегрироваться в западные разработки. Российскому рынку была предложена система измерения давления и температуры в нефтяных скважинах. Эта британская разработка была дорогой. Российские инноваторы в области оптоволоконных технологий предложили британцам свое решение и привлекли под этот проект венчурное финансирование. В результате стоимость аппаратуры удалось снизить на 20%. Это позволило увеличить продажи системы нефтяным компаниям, работающим в СНГ и других странах.

В этом случае взаимосвязь двух компаний принесла и другие выгоды. Она ускорила коммерциализацию разработки российской фирмы, для которой самостоятельный выход на иностранные рынки был бы неподъемно дорогим. В свою очередь международная корпорация расширила продажи и увеличила объем сервисных услуг. Это сотрудничество укрепило репутацию обеих фирм на международном рынке и предшествовало началу прямых продаж конечным потребителям из сферы нефтедобычи на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Знания плюс навыки

Следует инвестировать, не забывая о необходимости помогать местным партнерам осваивать лучшие навыки. Институты и компании развивающихся стран необходимо ориентировать на клиентов. Сотрудничество с ТНК помогает разработчикам сфокусироваться на требованиях пользователей к качеству, техническим характеристикам и ценовым показателям продукта, обеспечивает тестирование и совершенствование технической поддержки продукта, обеспечивает маркетинг и продажи.

У многих технологий существуют специфические сферы применения, где они являются лучшими и представляют наибольшую ценность для потребителей. Фирмам-разработчикам необходимо пристальнее изучать конкретные ниши, чтобы понять ценность технологии и выявить лучший способ ее применения.

При всем своем потенциале развитие технологического сектора в СНГ и Восточной Европе отстает от других стран и отнюдь не из-за недостатка средств. Локомотивами экономического роста в этом регионе были не технологии, а внутренний спрос и мировой спрос на природные ресурсы. Не так много фирм оказались способными ответить на потребности рынка созданием новых IT-технологий. Большинство вымирают как реликты советской эпохи.

На нынешней стадии развития это проявляется во многих отраслях и потребительских сегментах, например в медицине, химической промышленности, энергетике, машиностроении. Даже в важной для России области разведки и добычи полезных ископаемых большая часть применяемых технологий – это устаревшие разработки советского времени. Это одна из ниш, в которых возможна интеграция местных и мировых технологий.

Сосуществование устаревших и инновационных технологий вполне объяснимо. Многие советские научно-исследовательские институты и предприятия работали на ВПК, тогда как другие были ориентированы на закрытый рынок страны. Железный занавес изолировал их от технического прогресса, происходившего на мировом уровне. Лишенные возможности учиться на успехах мировых игроков, разработчики прикладных решений отстали в области инноваций от стран Запада и Азии.

Ситуация понемногу исправляется по мере того, как все больше ТНК начинают работать в Восточной Европе и СНГ, интегрируя местные компании малого и среднего бизнеса в свои цепочки поставщиков. Способность институтов создавать новые технологии растет по мере того, как они интегрируются в мировую технологическую вселенную и конкурируют за контракты в области научных разработок с западными и азиатскими коллегами.