Пенсии за счет госрасходов

Лучший вариант поддержания пропорции между пенсиями и зарплатами на уровне 1:4 – сократить другие бюджетные расходы, подсчитал экономист МВФ

Дэвид Хаунер, экономист бюджетного департамента МВФ, прочитает сегодня на конференции в Высшей школе экономики доклад «Как закрыть пенсионный дефицит России: оценка возможностей». Мнение автора может не совпадать с позицией МВФ.

Население России быстро стареет: доля людей в работоспособном возрасте к 2050 г. сократится с нынешних 63% до 50%, а пенсионеров – вырастет с 20% до 30%. При неизменной пенсионной системе это приведет к тому, что отношение пенсии к зарплате с 26% сейчас упадет до 17% в 2030 г., ссылается Хаунер на расчеты Евсея Гурвича из Экономической экспертной группы.

Взносы на накопительную часть пенсии слишком малы (6% зарплаты) и у работников нет стимула откладывать выход на пенсию, считает экономист. Этот недостаток системы частично компенсирован большой надбавкой к взносам в накопительную систему, которую государство намерено дать работникам пенсионного возраста.

Но добровольные накопления вряд ли заинтересуют более чем 10% работников, к тому же не самых бедных, полагает Хаунер: люди предпочитают тратить средства, а не откладывать и не доверяют финансовой системе. Даже если все работники будут добровольно отчислять на накопления 3% зарплаты, а государство – добавлять столько же, только к 2040 г. отношение пенсии к зарплате снова вырастет до 25%.

Поддержание пропорции между пенсиями и зарплатами на стабильном уровне потребует перечислять из фонда будущих поколений пенсионерам ежегодно 3,7% ВВП, рассчитал Хаунер. В результате даже при цене нефти в $80/барр. все фонды, куда откладываются нефтедоллары, будут пусты к 2030 г.

Повышение пенсионного возраста мужчин и женщин до 65 лет увеличит пропорцию на 10 процентных пунктов.

Если бюджет будет наращивать долг для повышения пенсий, это увеличит стоимость заимствования для частных компаний, а если за счет повышения налогов – замедлится рост экономики, показывает Хаунер.

Поэтому оптимальной возможностью он считает увеличение бюджетных трат на пенсии за счет сокращения прочих расходов.

Результаты расчетов изменятся при изменении базовых предпосылок, отмечает ректор РЭШ Сергей Гуриев: «Все может закончиться повышением пенсионного возраста». Тем более если пенсии будут падать в отношении к зарплатам. А перераспределение госрасходов ничем не лучше и не хуже других вариантов: все они – перекладывание средств из карманов сегодняшнего поколения работников пенсионерам.