Помощники Грефа

Сбербанк обновляется: экспансия в 20 стран, консультанты из McKinsey и Bain и еще один независимый директор. Аналитики беспокоятся
В.Баранов

Вчера в Сингапуре президент Сбербанка Герман Греф рассказал, что его банк выбрал консультантов. McKinsey будет помогать «Сберу» в разработке общей стратегии развития до 2014 г., а Bain проконсультирует его в области информационных технологий, операционной деятельности и развития в Москве и Санкт-Петербурге. Планируется, что стратегия будет выработана в течение полугода, сообщил Греф. Его заместитель Денис Бугров добавил, что разработкой пятилетней стратегии будет заниматься и сам Сбербанк. Для этого создано специальное подразделение, возглавляемое собственно Бугровым.

Впрочем, без стратегии Сбербанк не собирается стоять на месте. «Мы верим в финансовую активность регионов и будем наращивать филиальную сеть», – сообщил Греф. В этом году банк намерен открыть 250 новых офисов, в том числе в депрессивных регионах. Одновременно Сбербанк будет наращивать свое присутствие за рубежом. «Сейчас золотое время для нас», – сказал он, отметив, что банк будет использовать финансовый кризис для расширения своей деятельности за рубежом и покупки упавших в цене активов. Сегодня у Сбербанка есть дочерние банки на Украине (НРБ) и в Казахстане, а в течение пяти лет банк намерен выйти на рынки двух десятков стран, сообщил Греф. Бугров уточнил, что банк намерен выходить на рынки СНГ, Восточной Европы и Африки.

Не забывает банк и о совершенствовании системы корпоративного управления. Менеджмент планирует предложить акционерам увеличить число независимых директоров банка с трех до четырех, сказал Греф. Кандидатура четвертого независимого директора может быть рассмотрена на заседании наблюдательного совета банка 9 апреля.

Не все аналитики готовы безоговорочно поддержать Грефа. «Мы не думаем, что выход банка на рынки других стран является первоочередной задачей. Инвесторы рассматривают Сбербанк в качестве доминирующего игрока на одном из наиболее многообещающих рынков банковских услуг в мире, и мы не думаем, что они высоко оценят смещение приоритетов, ненужное географическое расширение или выход в непрофильные сегменты рынка (например, i-banking)», – написал вчера аналитик «Юникредит Атона» Рустам Боташев. «Если стратегия полностью отдается консультантам, это нехорошо, а вариант, когда они работают вместе с менеджментом, приемлем, – говорит аналитик S&P Олег Швырков. – Не совсем понятно, почему такая сложившаяся структура, как Сбербанк, сейчас вдруг взялась за разработку стратегии».