Ах эти розовые девичьи щечки

Об эстетических достоинствах фильмов братьев Люмьер никто не вспоминает, а вот их цветные семейные фотографии оказались художественными и обаятельными

Открывшаяся в Новом Манеже выставка «Братья Люмьер: Ранний цвет (автохромы)» могла быть мемориально-исторической, о первых, а значит, легко предположить, несовершенных опытах получения цветного фотоизображения.

Но – вот сюрприз – выставка оказалась элегическим рассказом о счастливой жизни большого французского буржуазного семейства, повествованием об их путешествиях, обедах, отдыхе в горах. Выставка состоит не из самих автохромов – стеклянных пластин, покрытых составленной Луи Люмьером эмульсией, позволявшей получать позитивный цветной снимок, а из современных отпечатков с них, тактично сохраняющих колорит и идиллическую атмосферу времени.

Семейный альбом Люмьеров (снимки делались для личного пользования) напоминает картины импрессионистов – те же, как у Ренуара, чудесные девушки с пушистыми волосами и нежно-розовыми щечками (ради этих чудо-щечек стоило изобрести цветную фотографию), такая же, как у Моне, цветущая природа, такие же, как у Мане, трапезы на траве, только за столом и без обнаженных: семейство фотопромышленников и изобретателей Люмьеров было строгих нравов.

Техника автохромов требовала большой выдержки при съемке, поэтому композиции тщательно выстраивались, модели надолго застывали в живописных позах, колорит снимка обдумывался заранее.

Понятно, что живопись, в том числе импрессионистов, на художественность люмьеровских автохромов повлияла. Но живопись в начале прошлого века все дальше уходила от жизни и занималась экспериментами, а фотография консервировала реальность, которая старалась предстать перед камерой в лучшем виде.

Парадиз, сохраненный в фотоальбоме Люмьеров, был разрушен охватившей Европу войной. Она навсегда изменила патриархальный буржуазный мир, разрушила старое искусство и заставила девушек коротко остричь пушистые волосы. Но обаяние автохромов время не стерло.

Рядом с выставкой Люмьеров показывают современные высокотехнологичные фотографии, но публика останавливается именно перед сценами из семейной жизни изобретателей синематографа и цветной фотографии. Публика соскучилась по идиллии.