Народ просвещен

Несмотря на масштабную кампанию по просвещению избирателей, они, как показали соцопросы, по-прежнему не слишком доверяют информации ЦИК и не знают, кому верить, когда оспариваются итоги выборов
М.Стулов

Центризбирком вчера утвердил отчет о выполнении сводного плана основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей на 2007 г. Как сообщил член ЦИК Сиябшах Шапиев, план стоил 163 млн руб. и включал 33 позиции. Основные его направления – обучение сотрудников избиркомов, научно-методическая и информационно-разъяснительная работа.

Не слышали. 45%

россиян сообщили, что впервые слышат фамилию Чурова, показал мартовский опрос ВЦИОМ. 2% хорошо знают его и следят за его деятельностью

31%

опрошенных считают, что он справляется с руководством ЦИК

Осуществлено 3300 выходов в эфир и более 4400 публикаций на лентах информагентств, доложил Шапиев. По словам руководителя Центра обучения информтехнологиям при ЦИК Александра Иванченко, только на информирование избирателей на думских выборах потрачено 63 млн руб., а 69 млн руб. потратили региональные комиссии.

Социологические исследования зафиксировали рост информированности населения, сообщил Шапиев. Например, в январе 2008 г. правильно ответить на вопрос о периодичности проведения выборов в Госдуму смогли 68% опрошенных против 61% в сентябре 2007 г. Заметно вырос и показатель доверия населения к информации ЦИК о результатах выборов: в случае разногласий в оценке результатов выборов наибольшая доля респондентов (28%) поверили бы Центризбиркому. Таковы результаты опроса, проведенного ВЦИОМ 19–20 мая 2007 г. и 12–13 января 2008 г. в 153 населенных пунктах страны.

Однако, возразил член ЦИК Игорь Борисов, по данным того же опроса, еще треть россиян вообще не знают, кому верить: 31% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос (в мае 2007 г. таких было только 22%). А уровень доверия к информации ЦИК за это же время упал на 7%. Еще одна загадка: число людей, которые не могут сказать, почему не пойдут на выборы, выросло в пять раз – с 3% до 16%.

Повышение политактивности избирателей осуществляется достаточно примитивно, заявил Борисов, сравнивая нынешние усилия по обеспечению явки избирателей с образцами агитации 1946 г. Просто нет критериев, которые позволили бы оценить эффективность этой работы, объяснил он. «Очень средне» оценила просветительскую работу комиссии член ЦИК Елена Дубровина – иначе не было бы такого количества жалоб на принуждение к голосованию, объяснила она.

«У нас нет принудительного механизма голосования», – поправил Дубровину председатель ЦИК Владимир Чуров. «У нас нет законодательного механизма», – не растерялась та и добавила, что это не мешает «некоторым руководителям» внедрять такой механизм явочным порядком.

ЦИК вел просветительскую кампанию рекламными методами, но реклама не просвещает, она направлена только на то, чтобы заставить приобрести какой-то продукт, оценивает работу ЦИК гендиректор компании «РR-3000» Станислав Радкевич. ЦИК пытался сработать как пиарщик, но эта миссия была невыполнима: «выборы без выбора» невозможно пиарить, отмечает он.