Очередь за «Жигулями»

Рост продаж «АвтоВАЗа» за I квартал 2008 г. превысил 20%. Этому помогли маркетинговые усилия компании и ценовая политика конкурентов
М.Стулов

«АВТОВАЗ»

АВТОКОНЦЕРН. Продажи – 770 000 машин (2007 г.). Выручка – 184 млрд руб. (2006 г., МСФО). Прибыль – 3,5 млрд руб. Капитализация – $5,27 млрд (РТС). Чистый долг – 14,6 млрд руб. (РСБУ, конец III квартала).

За март 2008 г. завод продал в России 52 000 автомобилей – почти на 13% больше, чем в феврале; продажи за I квартал 2008 г. – 145 000 автомобилей. В I квартале 2007 г. завод продал на 13% машин меньше, чем в I квартале 2006 г., за первое полугодие 2007 г. падение составляло уже 23%, на площадках завода и у дилеров скопились более 100 000 машин. С августа продажи пошли вверх.

Lada вновь конкурентоспособны, признают дилеры. Главная причина этого – цены, не менявшиеся 18 месяцев, уверен замгендиректора «Элекс-полюса» Василий Цеханович (повышение на 1,87% в январе 2008 г. не в счет). А производители иномарок рублевые цены повышали, говорит президент группы Favorit Motors (дилер «ВАЗ», Hyundai, Daewoo и др.) Владимир Попов. «В ценовом диапазоне $10 000–12 000 выбор очень невелик: либо Lada, либо Uz-Daewoo, либо китайцы», – резюмирует Владимир Доровских, руководитель направления «ВАЗ» компании «Автомир». У Uz-Daewoo поставки автомобилей уже расписаны до конца апреля, говорит Тохир Жалилов, руководитель дистрибутора Uz-Daewoo. И теперь в московских автосалонах трудно купить 2114, 2115, 2111, «пятерку», Kalina-универсал и Niva. Две последние модели придется ждать пару месяцев, знает Доровских. Алексей Лещенко, председатель совета директоров компании «Модус» (Renault, Hyundai и др.), указывает, что очереди на модели-конкуренты в Москве не так велики, чтобы объяснить рост продаж «АвтоВАЗа»: их почти нет на Renault Logan, Hyundai Accent. Самую дешевую модель GM – Chevrolet Lanos надо ждать не дольше месяца, сообщает заместитель гендиректора «Км/ч» (дилер GM) Александр Гнездюк.

Цеханович считает удачной и маркетинговую политику «АвтоВАЗа». Рекламный бюджет «АвтоВАЗа» в 2007 г., по словам сотрудника завода, составил 600 млн руб., в 2008 г. вырастет на 20%; Nissan потратила в прошлом году, по данным OMD Media Direction, около 800 млн руб. Кроме того, с середины 2007 г. началась оптимизация модельного ряда, появились «голые» Kalina – без усилителя руля, с дешевой обивкой сидений, – но на 16 000 руб. дешевле самых бюджетных комплектаций (238 000 руб.). Представитель «АвтоВАЗа» считает, что повышению конкурентоспособности способствовало и введение трехлетней гарантии на переднеприводные модели, и появление у Kalina и Priora АBS и подушек безопасности водителя и пассажира. Во II квартале 2008 г. эти же модели появятся с кондиционером, обещает он.

Есть и экзотические версии роста популярности Lada. Гнездюк считает, что их покупают из-за веры в производителя, раз его партнером стала Renault-Nissan. Доровских объясняет ажиотаж инфляционными ожиданиями: «Покупатели в салонах прямо говорили, что боятся кризиса».