Что искали в ТНК

Найти документы со словом «Газпром» – такой была цель мартовского рейда ФСБ в офисы ТНК-BP. «Газпром» заявил о возможной утечке закрытых данных
Д. Гришкин

Сотрудники Федеральной службы безопасности (ФСБ) 19 марта обыскали офисы ТНК-ВР. Силовики расследовали факт промышленного шпионажа, по которому еще 12 марта были задержаны братья Заславские – Илья (сотрудник «ТНК-ВР менеджмент») и Александр (президент Клуба британских выпускников).

ТНК-ВР

Третья по величине в России нефтяная компания. Добыча – 69,422 млн т нефти (2007 г.). Выручка – $38 млрд (2007 г., US GAAP). Чистая прибыль – $5 млрд. Акционеры – ВР (50% акций), «Альфа-групп» (25%), Access Industries и «Ренова» (по 12,5%).

Сотрудники службы искали документы, имеющие отношение к «Газпрому», передало Reuters со ссылкой на несколько отраслевых источников. «Они просматривали множество документов в поисках слова «Газпром», – поделился один из собеседников агентства. При последних переговорах с иностранными компаниями «Газпром» обнаружил, что те демонстрируют более высокую информированность о российском монополисте, чем этого можно было ожидать, объяснил другой источник Reuters. «[У руководства «Газпрома»] это вызвало подозрение об утечке конфиденциальной информации», – добавил он. «Правоохранительные органы [в рамках обысков] искали документы, касающиеся конфиденциальной информации одной из государственных нефтегазовых компаний», – подтвердил вчера президент ТНК-ВР Роберт Дадли.

Источник, близкий к «Газпрому», подтвердил «Ведомостям», что компания в начале года обратилась в силовые ведомства с заявлением о том, что у нее есть подозрения в утечке закрытых данных. Кого «Газпром» подозревал в сборе и получении такой информации, собеседник «Ведомостей» говорить не стал. Но два менеджера «Газпрома» уверяют «Ведомости», что монополия в ФСБ не обращалась и отношения к обыскам в ТНК-ВР не имела.

Представители «Газпрома» и ТНК-ВР от официальных комментариев отказались.

У еще одного менеджера «Газпрома» другая версия: проблемы ТНК-ВР связаны с конфликтом между российскими акционерами и ВР. Например, британцы хотят инвестировать прибыль в развитие, а российские акционеры – выплачивать ее в виде дивидендов. Российский инвестбанкир, сотрудничающий с BP, подтверждает эту информацию. «Определенные сложности» во взаимоотношениях акционеров действительно есть, в том числе по финансовым вопросам, признает источник, близкий к одному из совладельцев «Альфа-групп». Но о серьезном корпоративном конфликте говорить нельзя, настаивает он. Другой источник, близкий к «Альфа-групп», уверяет, что проблемы ТНК-BP связаны только с политикой, «никакого бизнеса». Получить комментарии «Реновы» и Access Industries не удалось.