Финансовый кризис: Рыночные радикалы


Предложение министра финансов США Генри Полсона о реформе госрегулирования финансовых институтов бьет мимо цели. У ФРС давно есть все полномочия устанавливать правила игры в сфере ипотеки, но она не смогла заставить их работать. За последине 25 лет финансовые власти и регулируемые ими институты руководствовались теорией рыночного фундаментализма – верой в то, что рынки стремятся к равновесию, а отклонения от состояния равновесия – случайность, а не закономерность. Все финансовые нововведения – риск-менеджмент, ералаш деривативов и синтетических финансовых инструментов – были основаны на этой вере. Эти нововведения оставались вне сферы регулирования, ведь власти верили, что рынки являются саморегулирующейся системой.

Это странно, ведь именно вмешательство властей несколько раз уже спасало финансовую систему. Однако успех только укрепил заблуждение о саморегулируемости рынков. И потому ФРС позволила надуться пузырю на рынке кредитов. Застигнутые врасплох власти только постфактум отвечали на каждый удар. Им не хватало способности предвидеть, ведь они были в плену у химеры рыночного фундаментализма. Необходима новая парадигма. Участники рынка не могут принимать решения, основываясь на знании, или, как говорят экономисты, на рациональных ожиданиях. Существует двусторонняя «взаимоотражающая» связь между заблуждениями участников рынка и реальным положением дел. Не случайные отклонения, а именно эта взаимосвязь может оказаться причиной возникновения бумов (или пузырей).

Вместо перетряски органов регулирования власти должны приготовиться к следующим виткам кризиса. Упомяну только два из них. Существует такой экзотический финансовый инструмент: своп «кредит – дефолт» (credit default swaps, CDS). Номинальный объем всех контрактов CDS оценивается примерно в $45 трлн (это сумма долговых обязательств, которые застрахованы при помощи CDS, т. е. столько в сумме придется заплатить всем продавцам существующих CDS в том маловероятном случае, если вообще все заемщики объявят дефолты. – «Ведомости»). Чтобы было понятнее, скажем, что это примерно раз в пять больше внешнего долга Америки. Данный рынок совсем не регулируется, а держатели контрактов находятся в абсолютном неведении о том, насколько защищены их контрагенты. Если и когда на этом рынке начнутся дефолты, часть контрагентов, скорее всего, окажется не в состоянии исполнить свои обязательства. Это дамоклов меч, который готов упасть, как только начнутся банкротства. Данное соображение сыграло, видимо, свою роль в февральском решении ФРС не допустить падения Bear Stearns. Одно из вероятных решений проблемы – создать расчетный центр или биржу со здоровой структурой капитала и жесткими требованиями, куда будут переведены все существующие и будущие контракты. Такой шаг оздоровит атмосферу куда лучше, чем масштабная реорганизация регуляторов.

Второй горящий вопрос – будущий вал банкротств. Приблизительно по 40% всех высокорискованных ипотечных кредитов дефолты будут объявлены в течение двух лет. Дефолты по ипотеке с плавающей ставкой будут столь же масштабными, но растянутся во времени на более долгий срок. Учитывая, что в год обычно продается около 600 000 домов на одну семью, дефолты затопят рынок, и цены обрушатся. Это еще больше увеличит число людей, владеющих заложенной собственностью с негативной стоимостью, а значит, падение цен может оказаться бездонным, если государство не вмешается. Предотвращение волны дефолтов должно быть приоритетом, но все, что пока предпринимается, – это пиар-упражнения.

Администрация Буша в силу своей верности принципам рыночного фундаментализма пока против использования денег налогоплательщиков. Приняв одобренный обеими партиями пакет мер по стимулированию спроса, администрация оставила антикризисную политику на откуп ФРС. Но деньги налогоплательщиков понадобятся, чтобы сократить число дефолтов. В конгрессе уже имеются два предложения демократической партии, которые позволяют сохранить баланс между сохранением за банками права на арест недвижимости и мерами, дестимулирующими использование этого права. Один законопроект представляет собой поправки в закон о банкротстве, позволяющий судьям облегчать условия ипотеки по домам, являющимся основным местом жительства заемщика. Второе предложение позволяет заемщикам обращаться в Федеральную жилищную администрацию, которая получит право гарантировать банкам-кредиторам выплату 85% от сегодняшней оценочной стоимости имущества. Эти меры не остановят кризис полностью, но, по крайней мере, позволят обратиться к самой сути проблемы и начать ее решать. FT, 3.04.2008