Итальянское кино опять вспомнило новый реализм

Lezioni Di Volo

Премьера «Незнакомки» Джузеппе Торнаторе – первого в этом году итальянского фильма в нашем прокате – совпала со стартом фестиваля нового итальянского кино N.I.C.E., в программу которого «Незнакомка» не входит. Что и правильно. Торнаторе – фактически классик. А N.I.C.E. уже 11 лет показывает миру кино, которое у нас вряд ли появится. Программа включает свежие фильмы молодых итальянских режиссеров, еще и на родине-то не сильно прославившихся.

Впрочем, открыла фестиваль работа уже признанного лидера нового поколения, фильм «Уроки полета» Франчески Аркибуджи, чей дебют, получивший самую престижную итальянскую премию «Давид Донателло», входил в программу первого фестиваля N.I.C.E., проходившего в Нью-Йорке.

В основной программе семь полнометражных фильмов: «Я, другой» Мохсена Меллити, «Бал-ретро» Клаудио Антонини, «Самый лучший день» Массимо Каппелли, «Убежище» Симона Пуччони, «Итальянская мечта» Сандро Бальдони, «Соленый воздух» Алессандро Аджелини, и «Одно из двух» Эудженио Каппуччо – и короткометражное сицилийское кино «Красная линия» режиссера Франческо Каннавы. Все эти фильмы сняты на небольшие деньги и представляют авторский кинематограф. Организаторы фестиваля утверждают, что последние годы в итальянском кино началось оживление. Рецептом возрождения стал очередной новый реализм, подразумевающий характерный национальный юмор и жизнелюбие, с которыми режиссеры берутся за исследование всевозможных социально-политических проблем.

По традиции в программе есть и киноклассика. На этот раз – отмеченное Каннами в 70-х «Дерево для башмаков» Эрманно Ольми. Фильм сделан под влиянием работ американского документалиста и этнографа Роберта Флаэрти. Ольми чуть ли не в одиночку (он выступил как сценарист, режиссер, оператор и монтажер) осуществил масштабный замысел – рассказал историю нескольких крестьянских семей (снимались не актеры, а настоящие крестьяне), живших на рубеже XIX–XX вв. в Ломбардии.