Oт редакции: Фронт без линии


Главная цель госкорпораций, как заявляют их создатели, – обеспечение прорыва на трудных направлениях экономики, в отраслях, куда частный бизнес не пойдет. Но чтобы обеспечить прорыв, необходимо хотя бы знать, сколько у тебя войск, какой участок фронта, каковы силы противника. Госкорпорации пока такой готовности не демонстрируют. Формирование уставного капитала «Ростехнологий» – самый яркий пример.

Длится оно уже почти год. В проект указа президента то попадают одни предприятия, то исчезают другие, то появляются третьи. Из последних новостей – споры по поводу вхождения или невхождения в корпорацию «Уралвагонзавода», российской доли в монгольском «Эрдэнэт», аэропортов на Дальнем Востоке и т. д. Каждый раз появляются влиятельные лоббисты того или иного решения.

Кроме того, существует более общий спор между главой «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым и вице-премьером Сергеем Ивановым по поводу того, как должны формироваться оборонные холдинги. Это противостояние также длится давно, тактические победы одерживает то одна, то другая сторона.

При этом список предприятий, которые должны попасть в корпорацию, все равно весьма обширен, многие из них коммерчески успешны, не говоря уже об огромном количестве принадлежащего им имущества. То есть в некоторых случаях под сомнение может быть поставлена сама необходимость прорыва.

В разной степени подобные проблемы характерны и для других госкорпораций. Скажем, для «Роснанотеха». Его менеджеры теперь должны конкретизировать цель ГК, попытавшись разобраться в том, что такое нанотехнологии, из каких традиционных отраслей науки и почему под заботу госкорпорации должны попасть те или иные проекты. То, что звучало красиво для принимавших решение политиков, при ближайшем рассмотрении может оказаться не очень-то «нано».

Сама ситуация, когда госкорпорациям выделяются бюджетные деньги с главной тактической целью решить проблему ликвидности, говорит о том, что заниматься профильной деятельностью они пока не в состоянии.