Прощай, оружие!

По обвинению в уклонении от уплаты налогов нельзя национализировать все имущество, полученное по сделке. Такое правило сформулирует ВАС

Обвинения компаний в безнравственности по ст. 169 Гражданского кодекса (ГК) стали новым трендом в работе налоговиков (см. график). По этой статье сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. Все полученное по ней – доход, акции или гонорар – можно взыскать в собственность государства.

Уклонение от уплаты налогов безнравственно, рассудили налоговики, а значит, все полученное за счет этого передается государству. Например, решив, что акции «Русснефти» продавались по заниженной цене, налоговики пытаются национализировать 68,3% акций компании. По похожим основаниям они добиваются и национализации предприятий Башкирского ТЭКа (среди них 64,84% акций «Башнефти»). Получается, можно национализировать слишком дешево проданную машину, говорит гендиректор «Налоговой помощи» Сергей Шаповалов.

Сегодня президиум Высшего арбитражного суда рассмотрит проект постановления пленума (есть у «Ведомостей»), пресекающий такую практику. Нельзя применить ст. 169 только потому, что сделка совершена с целью уклонения от налогов, следует из документа. Подавать такие иски инспектора могут лишь в исключительных случаях, пишет ВАС: контролируя производство этилового спирта и алкогольной продукции, при оспаривании сделок по производству и сбыту продукции, опасной для жизни граждан.

В иных случаях ВАС рекомендует налоговикам использовать ст. 170 ГК о недействительности мнимых и притворных сделок. Мнимая сделка, совершенная лишь для вида, или притворная (чтобы прикрыть другую сделку) не имеет юридической силы, объясняет Галина Акчурина из «ФБК-право»: налоговики должны рассчитать налоги, пени и штрафы по реальной сделке.

Такое постановление пленума изменит практику, радуется адвокат МГКА Алексей Мельников: если есть специальный закон, устанавливающий ответственность за нарушение, то ст. 169 не применяется, а ответственность за налоговые нарушения – это пени и штрафы.

Постановление защитит компании не только от налоговиков, но и, например, от расширительного применения ст. 169 таможенниками или антимонопольными органами, добавляет он. Статья 169 может применяться лишь в исключительных случаях, говорится в проекте: сделки с объектами, изъятыми или ограниченными в обороте (оружие, боеприпасы, наркотики и т. п.), изготовление поддельных документов, ценных бумаг или печатной продукции, пропагандирующей войну, национальную рознь.

Президиум ВАС перед вынесением документа на пленум может внести в него корректировки, но пока в проекте нет альтернативных вариантов. Пленум ВАС рассмотрит документ до лета, все арбитражные суды обязаны будут им руководствоваться.

Но инспекции могут сослаться на определение КС от 2001 г., подтвердившего право налоговиков подавать иски по ст. 169, предупреждает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. ВАС «деликатно не задевает определение КС», а лишь ограничивает круг сделок, к которым налоговики могут применить ее, не согласна Акчурина.

Наиболее актуально постановление для предприятий Башкирского ТЭКа, проигравших четыре процесса в двух инстанциях (два дела слушаются в кассации). Дело о взыскании с «Прайсвотерхаускуперс аудит» гонорара в 16,8 млн руб. за аудит ЮКОСа в 2002–2004 гг. слушается в кассации – компания проиграла процесс в двух инстанциях. Иски налоговиков о взыскании акций «Русснефти» пока рассматриваются в первой инстанции. Все эти компании смогут использовать позицию ВАС, говорит адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Степанов. Представители PwC и «Русснефти» воздержались от комментариев, связаться с предприятиями Башкирского ТЭКа не удалось.