Засудить Билла

Неизвестные рейдеры пытаются взыскать более $2 млрд с компаний, входивших в банковскую группу HSBC и обслуживавших фонд Hermitage Билла Браудера. Фонд подозревает, что рейдерам помогают милиционеры, участвовавшие в налоговом деле против Hermitage
М.Стулов

Злоключения Hermitage. Ноябрь 2005 г.

Уильяму Браудеру отказано во въезде в РФ

Май 2007 г.

Возбуждено уголовное дело по факту неуплаты налогов ООО «Камея»; утверждается, что налог на дивиденды, которые «Камея» заплатила материнской компании на Кипре, должен исчисляться по ставке 15%, а не 5%

Июль – ноябрь 2007 г.

Минфин и ФНС разъясняют, что ставка налога – 5%. ФНС и Налоговая инспекция № 7 по г. Москве подтверждают, что претензий к «Камее» нет, заявляет Hermitage

3 апреля 2008 г.

Браудер объявлен в розыск, ему предъявлено заочное обвинение в неуплате налогов; в розыск объявлен и гендиректор «Камеи» Иван Черкасов, сообщил «Коммерсантъ».

4 апреля 2008 г.

МВД заявляет, что не предъявляло Браудеру обвинений и не обращалось в суд за санкцией на арест Браудера и Черкасова.

Hermitage Capital Management

управляющая компания. Активы инвестирующего в Россию фонда – $3 млрд (по состоянию на май 2006 г., более свежие данные не раскрываются). Среднегодовая доходность – 34,5% за 11 лет. Основной владелец – Билл Браудер, заработавший на российских акциях, по оценке журнала Institutional Investor, $130 млн.

Эта детективная история изложена в презентации, повествующей о злоключениях фонда в России, которую Hermitage Capital прислала «Ведомостям». В октябре 2007 г. сотрудники фонда Hermitage узнали, что с трех компаний, через которые фонд работает в России, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области постановил взыскать $376 млн в пользу некой фирмы «Логос-плюс», говорится в документе. Это три ООО – «Рилэнд», «Махаон» и «Парфенион», формально являющиеся «внучками» HSBC Private Bank (о. Джерси), входящей в структуру банковской группы HSBC, через которую Hermitage работает в России.

Иск от «Логос-плюс» суд удовлетворил 27 июля 2007 г. Поводом для этого стало неисполнение соглашения о продаже «Логосу» акций «Газпрома» на $560 млн. Такого соглашения никогда не существовало, а с «Логос-плюс» Hermitage никогда не сотрудничал, уверяет представитель Hermitage. По версии фонда, в суде от «Рилэнд», «Махаона» и «Парфениона» были не сотрудники HSBC или их представители, а юристы Андрей Павлов, Я. Майорова и Е. Мальцева, которых уполномочили якобы руководители «Рилэнд», «Махаона» и «Парфениона» Валерий Курочкин, Вячеслав Хлебников и Виктор Маркелов. В результате мошеннических действий с реестрами владельцев вместо структур и HSBC собственниками трех фирм стало некое ООО «Плутон» из Казани, резюмируется в презентации. Вскоре эти фирмы сменили место прописки: в январе 2008 г. обнаружилось, что три фирмы «переехала» из Москвы в Новочеркасск, а потом – в подмосковные Химки.

А в феврале 2008 г. в арбитраже Татарстана на все три ООО предъявила претензии некая компания Boili Systems, зарегистрированная на Британских Виргинских островах.

Мошенники были не слишком аккуратны, отмечает представитель Hermitage, и допустили несколько грубых ляпов, включая даже использование украденного паспорта. В январе – феврале 2008 г. Hermitage удалось опротестовать в Санкт-Петербурге решение о взыскании с трех компаний $376 млн, говорится в презентации. Данные на сайте суда подтверждают, что предыдущие решения отменены, а сами дела направлены на новое рассмотрение. Но претензии множились: позже Hermitage удалось обнаружить иск некой новочеркасской фирмы Grand Active, которая в Казани выиграла дело против «Плутона» и «Парфениона» на $575 млн, и пять аналогичных исков в Москве на общую сумму $1,5 млрд, говорится в презентации фонда. В частности, Арбитражный суд Москвы 14 ноября 2007 г. вынес решение о взыскании с «Рилэнд» $312 млн по иску некоего ООО «Инстар».

Оборотни в налогах

Представитель Hermitage предполагает, что мошенникам помогали сотрудники правоохранительных органов. Он напоминает, что 4 июня 2007 г. в ходе обыска в московском офисе Hermitage и его юридического советника – Firestone Duncan сотрудники МВД изъяли несколько компьютеров и коробок с документами. Обыски производились в рамках уголовного дела о неуплате 1,1 млрд руб. налогов связанной с Hermitage фирмой «Камея». В коробках были, в частности, оригиналы печатей, свидетельств о регистрации и уставов «Рилэнд», «Махаона» и «Парфениона», повествует презентация Hermitage. Именно эти документы должны были потребоваться для изменений, которые с ними произошли.

Управляющий партнер Firestone Duncan Джеймисон Файрстоун рассказал, что на момент изъятия документов из офиса Hermitage на «Рилэнд», «Парфенионе» и «Махаоне» уже не было никаких ценных активов – по сути это были фирмы-пустышки. «Эти фирмы продали активы после того, как Браудеру отказали в визе [в 2005 г.], так что денежных потерь, за исключением расходов на юристов, у нас нет», – подтверждает представитель Hermitage.

Впрочем, пригодиться могут и пустышки. Имея подтвержденный судом крупный долг, рейдеры могут инициировать банкротство, назначить лояльного конкурсного управляющего, который начнет добиваться признания недействительными прежних сделок, в том числе по выводу активов, говорит арбитражный управляющий Евгений Семченко. Иск «пустым» компаниям может предъявляться, чтобы затем попытаться возложить ответственность на ее руководство или на учредителей, говорит адвокат Алексей Мельников. А собственниками были, как следует из презентации Hermitage, структуры HSBC.

Звонок в Кремль

Гендиректор HSBC Management Пол Ренч направил заявление руководителю Следственного комитета (СК) Александру Бастрыкину и министру юстиции Юрию Чайке с изложением всей ситуации. Но об этом документе известно одному из российских высокопоставленных чиновников. Он утверждает, что из администрации президента даны поручения правоохранительным органам разобраться в ситуации и представить доклад в Кремль. Официальные комментарии в администрации президента, СК и Минюсте получить не удалось. В HSBC от комментариев отказались. По данным Hermitage, по факту обращения Ренча СК возбудил уголовное дело.