Девять лет спустя

Рынок акций США вернулся на уровень девятилетней давности – даже на низкодоходных гособлигациях можно было заработать больше. А самый высокий доход за это время принесли сырьевые товары и акции развивающихся рынков

Традиционно считается, что акции в долгосрочной перспективе растут быстрее облигаций, и это делает их привлекательными для инвесторов. Но время от времени эта теория дает сбой. Индекс S&P 500, в который входят акции крупнейших компаний США, упал в I квартале 2008 г. на 10% (максимум с III квартала 2002 г.) до 1322,7 пункта. Впервые индекс преодолел эту отметку 7 апреля 1999 г., закрывшись на уровне 1326,9. С учетом дивидендов и инфляции среднегодовой рост S&P 500 за последние 10 лет составил, по данным Morningstar, 1,3%, а за девять и восемь лет упал на 0,37% и 1,4% соответственно.

Из девяти инструментов, отслеживаемых Morningstar, S&P 500 показал худший результат за девять лет. Его обошли не только золото, которое инвесторы все больше воспринимают как защиту от обесценения бумажных денег (см. статью на стр. В3), и акции развивающихся рынков (индекс MSCI Emerging Markets рос на 19,38% в год), но даже долгосрочные казначейские облигации США (7,68% годовых без учета инфляции и 4,7% – с учетом).

В истории ХХ в. было два периода, когда рынок не мог вырваться из многолетнего коридора и проигрывал по доходности другим инструментам: после Великой депрессии в 1930-х – начале 40-х гг. и в конце 60-х – 70-х гг., отмеченных высокой инфляцией. Акции растут каждые два из трех лет и среднегодовой прирост составляет 7%, отмечает профессор финансов Wharton School при Университете штата Пенсильвания Джереми Сигел. Но когда рынок охватывает мания, как было в 1920-е, 1960-е и 1990-е гг., после бума наступает долгий период низких доходов, свидетельствует Ричард Силла из Stern School of Business при Нью-Йоркском университете. Аналогичная ситуация, по данным Силлы, изучавшего рынок с 1800 г., наблюдалась и в XIX в. Чрезмерный бум на рынке крадет доходы у будущего, считает он, и в долгосрочной перспективе годовой показатель доходности возвращается к среднему значению в 7%. В работе 2001 г. Силла прогнозирует, что фондовый рынок США будет оставаться слабым в течение 10 лет.

Если он прав, хорошо заработать на американских акциях в ближайшие годы не получится. «У меня нет инвестиций в США, получить гораздо более высокую доходность можно на других рынках», – говорит Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney. Его основные инвестиционные темы с 2003 г. – развивающиеся рынки Азии и несбалансированность спроса и предложения (отражается прежде всего на товарно-сырьевых рынках). Он уверен, что из-за перехода развивающихся стран к рыночной экономике, обеспечившего их бурное развитие, на этих рынках в начале десятилетия начался долгосрочный «бычий» тренд, который время от времени прерывается коррекциями.

Именно так ведут себя сырье и акции на развивающихся рынках. Последние в массе своей стали более зрелыми и менее зависимыми от фондового рынка США. Если в 2004 г. серьезная коррекция в США спровоцировала падение MSCI EM на 20,4% с 12 апреля по 17 мая, а в 2006 г. – на 24,5% с 8 мая по 13 июня, с 1 по 20 января этого года он снизился лишь на 16,4%, а по итогам квартала – на 11,3%. Индекс РТС за квартал потерял 10,3% – столько же, сколько S&P 500.

В январе – марте, по данным EPFR Global, нетто-отток из фондов акций составил $97,9 млрд, но большая часть ($69,2 млрд) пришлась на фонды акций компаний США, Японии и Западной Европы. Отток из фондов акций развивающихся стран составил $20 млрд, при этом инвесторы продолжали вкладывать деньги в фонды России, стран Ближнего Востока и Африки. Нетто-приток в фонды России составил $1,18 млрд (в I квартале 2007 г. – отток в $85 млн).

На развивающихся рынках акций и сырьевых рынках, возможно, надувается новый пузырь, которому помогает мягкая денежная политика центробанков, прежде всего ФРС, считают кредитный аналитик Citigroup Мэтт Кинг и его коллеги из подразделения анализа мировых рынков акций. Дешевые деньги, с помощью которых центробанки лечат проблемы лопнувшего пузыря на одном рынке, обычно идут в другой класс активов, отмечают они. После краха на рынке акций технологических компаний и снижения процентной ставки ФРС до 1% в 2003–2004 гг. избыточная ликвидность пошла в сектор недвижимости и в кредитные инструменты США, а также частично на развивающиеся и сырьевые рынки; борьба с ипотечным и кредитным кризисом должна помочь дальнейшему росту этих рынков, нужно лишь подождать, «пока дешевые деньги начнут творить волшебство», считают аналитики Citigroup. Пока они сохраняют рекомендацию «выше рынка» по развивающимся рынкам и сырью, но предупреждают о возможном спаде, когда денежная политика снова начнет ужесточаться.