Одной России мало

Зарубежная экспансия стала модной темой для госбанков. Частным банкирам удается получать прибыль за рубежом, но это не так просто, предупреждают они

Грозится пойти за рубеж и Газпромбанк, уже купивший армянский Арэксимбанк (80%) и белорусский Белгазпромбанк (43%, еще столько же – у «Газпрома»). В ноябре 2007 г. зампред правления банка Александр Соболь говорил, что банк заложит в бюджет 2008 г. около $500 млн на приобретение региональных банков в России и СНГ, подчеркнув интерес к Украине, Казахстану и Азербайджану. Интересуется банк и китайским рынком.

Не обремененные политическими задачами частные банкиры в первую очередь ориентируются на прибыль, и кое-где им удалось обогнать госбанки. Например, на Украине больше всех преуспел Альфа-банк – «сестра» старейшего российского частного банка (см. таблицу).

Относительно велика доля европейского бизнеса в бизнесе еще только одного крупного банка – Промсвязьбанка. Его филиал на Кипре, самый большой из всей сети, заработал в 2007 г. около $13 млн – больше, чем самый крупный в России филиал в Санкт-Петербурге. Это приблизительно 10% от заработка всего банка за девять месяцев 2007 г. Промсвязьбанк получил около $117 млн чистой прибыли. Филиал был создан в 2002 г. и обслуживает преимущественно инвесткомпании и импортно-экспортные операции, рассказывает замуправляющего филиалом Дмитрий Кизенков. «Кипр уже не офшорная зона, но там большая русская диаспора и многим удобнее работать с российским банком, тем более что мы стараемся предложить привлекательные условия по кредитам и депозитам», – говорит Кизенков.

Посетителей филиала ВТБ в Сингапуре на входе встречают матрешки, хотя из 60 сотрудников россиянин там всего один. Банк обслуживает интересы российских компаний в Азии, предоставляя услуги торгового финансирования, расчетно-кассовое обслуживание и даже розничные услуги. Филиал открылся в 1971 г. как подразделение Московского народного банка – одного из совзагранбанков, которые ВТБ выкупил у Центробанка в 2005 г.

Первый за границей

Во многом благодаря приобретению сети росзагранбанков ВТБ и оказался чемпионом по числу зарубежных «дочек» и филиалов: он представлен в 17 странах мира – Западной Европе, СНГ, странах Азии и Африки. Только в 2008 г. ВТБ успел открыть филиалы в Нью-Дели (Индия) и Шанхае. В этом же году ВТБ собирается купить или создать банки в тех странах СНГ, где он еще не работает. Год назад руководство банка планировало потратить на развитие в СНГ $1,5 млрд за год, однако в феврале 2008 г. президент ВТБ Андрей Костин сказал, что $1 млрд закладывался на покупку банка в Казахстане, от которой в итоге отказались.

Тем не менее затраты существенны. За девять месяцев 2007 г. ВТБ только в капитал иностранных банков (в основном в СНГ) инвестировал $217 млн – это, для сравнения, почти пятая часть прибыли всей группы за 2006 г. В развитие инвестбизнеса ВТБ собирается инвестировать $500 млн за ближайшие два года, часть которых достанется лондонскому «ВТБ Европа». Конечно, в капитал российской розничной «дочки» – «ВТБ 24» – он инвестирует больше (в 2007 г. около $1 млрд). Но она обеспечивает существенную часть прибыли группы, чего не скажешь о зарубежных банках.

«Мы выходим только на те рынки СНГ, где для этого есть экономическая целесообразность», – утверждает старший вице-президент ВТБ Екатерина Петелина. В СНГ и Европе ВТБ преследует разные цели, объясняет она: в СНГ он стремится стать одним из лидеров местных рынков, а в европейских странах банк следует за интересами российского бизнеса. ВТБ собирается повысить долю СНГ в активах, а доля Европы останется прежней или будет снижаться. По мнению аналитика «Тройки диалог» Ольги Веселовой, доля активов в СНГ в общих активах группы к 2010 г. вырастет до 10%.

Аналитики неоднозначно смотрят на активную экспансию. По мнению аналитика «Уралсиба» Леонида Слипченко, теоретически перспективны наименее развитые рынки СНГ: ведь если в России отношение кредитов к ВВП – 40%, то, например, в Белоруссии – 27%, а в Азербайджане – 21%. «ВТБ нацелен на диверсификацию и исторически связан с внешнеторговой деятельностью, поэтому его активность на других рынках логична. За счет низкой базы в СНГ действительно можно много заработать», – считает аналитик «Совлинка» Ольга Беленькая. А вот начальник аналитического департамента J.P. Morgan Алекс Кантарович считает, что инвесторы в российские банки хотят купить «российскую историю».

Погоня за лидером

Вырваться за пределы Родины стремится не только ВТБ. С приходом в конце 2007 г. в Сбербанк экс-министра экономического развития Германа Грефа этот банк, по крайней мере на словах, стал проявлять заметный интерес к другим странам. «Мы ставим задачу в течение пяти лет выйти на рынки двух десятков стран. Сейчас золотое время для нас», – сказал недавно Греф, отметив, что банк будет использовать финансовый кризис для расширения своей деятельности за рубежом и покупки упавших в цене активов в Восточной Европе, Азии и Африке.

«В целесообразности зарубежного похода Сбербанка я сомневаюсь, – говорит Беленькая. – Резерв для роста есть в России, к тому же инвесторы его всегда любили как консервативный институт». «Вряд ли инвесторы оценят экспансию в 20 стран», – опасается аналитик «Юникредит Атон» Рустам Боташев.

Уже попробовали

Активы иностранных «дочек» Банка Москвы на 1 января 2008 г. составляют 5% общего объема портфеля и приносят 5,2% чистой прибыли, рассказывает начальник управления иностранных дочерних компаний Владимир Миссаржевский. В 2007 г. иностранные «дочки» заработали около $20 млн, больше всех – «Москва-Минск». По данным нацбанка Белоруссии, «дочка» Банка Москвы – один из самых эффективных банков в стране.

На Украине акционеры Банка Москвы два года искали банк для покупки и в итоге отказались от этой идеи – решили, что цена в 4–5 капиталов слишком высока. Вместо этого два года назад создали банк с нуля, вложив в капитал $50 млн, и уже в 2007 г. банк получил прибыль. В 2008 г. «БМ банк» планирует увеличить в 2–2,5 раза все основные показатели и получить прибыль в $3 млн.

Всего в 2007 г. в капитал иностранных «дочек» Банк Москвы вложил $30 млн. Как зарабатывают дочерние банки? Из-за более высоких рисков кредиты в Белоруссии и на Украине продаются примерно на 15% дороже, чем в России, говорит Миссаржевский. «При этом в Белоруссии практически нет невозвратов, а на Украине они на российском уровне», – радуется он. Рентабельность активов (ROA) на Украине и в Белоруссии – 2,65%, а по всему банку – 2%.

В дальнейшем Банк Москвы рассчитывает увеличить долю доходов от зарубежного бизнеса, считая, что некоторые рынки СНГ будут расти не медленнее, а возможно, что и быстрее российского рынка. Не менее важно для акционеров то, что иностранные банки существенно влияют на капитализацию всей группы, говорит Миссаржевский.

Банк Москвы пока не присутствует в еще одной любимой российскими банками близлежащей стране – Казахстане. С 2006 г. там обосновался Сбербанк, купивший Texakabank, а Альфа-банк создал казахскую «дочку» еще в 1994 г. Пока россияне на казахском рынке явно не лидеры, но туда стремятся все новые инвесторы – ВТБ думает открывать «дочку», а совладелец «Урса банка» Игорь Ким сейчас строит казахский Мастербанк.

Близкая Европа

Кроме украинской и белорусской у Банка Москвы есть латвийская «дочка», которая, в свою очередь, владеет эстонским банком. Казалось бы, что может предложить российский банк на рынках, где больше половины занимают иностранцы? Востребованными оказались услуги private banking, которые банки предлагают как корпоративным, так и частным клиентам, утверждает Миссаржевский.

Банк Москвы не единственный интересуется прибалтийским рынком. В Латвии и Литве есть «дочки» у Конверсбанка. Это единственная в России группа, иностранные активы в которой превышают российские. По итогам 2007 г. активы прибалтийской Bankas Snoras – около 97 млрд руб., а прибыль – примерно 895 млн руб. Получается, что европейские активы в три раза больше активов шести российских банков группы, а прибыль – в два раза выше. Bankas Snoras занимает 4-е место в Литве по размеру капитала и 5-е по размеру активов. «В Литве привлекла возможность быть среди лидеров, плюс рынок – не одна Прибалтика, а весь Евросоюз», – передал через представителя председатель совета директоров «Конверс груп» Владимир Антонов. Основной бизнес Конверсбанка за рубежом – розница и кредитование малых и средних предприятий.

У ВТБ тоже есть кипрская «дочка», но она уже два года как стоит на продажу и ее влияние на прибыль всей группы минимально. Это характерная ситуация для многих европейских «дочек». У Альфа-банка помимо СНГ есть «дочка» в Нидерландах, у Росбанка – в Швейцарии, а у Конверсбанка – в Великобритании, но сколько-нибудь существенного влияния на бизнес они не оказывают.