Прощание друзей

Саммит НАТО и встреча с Бушем стали последними контактами с Западом для действующего президента. Путин высказывался подчеркнуто корректно, но его подчиненные выражали крайнее недовольство НАТО
AP

Вчера президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш завершили двухдневную встречу в Сочи подписанием декларации, где предположили создание ПРО, «в которой Россия, США и Европа будут участвовать как равноправные партнеры». Главные темы документа: СНВ, ПРО, энергетическое партнерство, Иран, КНДР. Декларация не содержит решения проблем, констатируя желание их решить. Ранее в Кремле ее назвали «дорожной картой» для будущих президентов.

Субботний вечер Буш с Путиным посвятили неформальному общению: посмотрели макет олимпийского Сочи, танцевали под песни казачьего хора. Но душевный ужин не помог переговорам. «Изменения нашего принципиального отношения к американским планам [по ПРО] не произошло», – констатировал Путин. Американцы предложили разработать комплекс мер, которые призваны смягчить позицию Москвы, добавил он.

Источник в Кремле пояснил, что речь идет о допуске российских экспертов на объекты ПРО, о системе совместного управления и контроля.

Буш заявил, что «время холодной войны прошло», но признал, что убедить Путина в безопасности ПРО не удалось. Зато он вновь пообещал добиться отмены поправки Джексона – Вэника и отметил, что США поддерживают вступление России в ВТО.

В Сочи два президента прибыли с саммита НАТО в Бухаресте. В итоговом коммюнике члены альянса зафиксировали, что «Украина и Грузия вступят в НАТО», не обозначив четких сроков, но предоставив право министрам иностранных дел, которые соберутся в декабре 2008 г., дать двум республикам План действий по членству в НАТО (ПДЧ).

Накануне саммита руководство НАТО выражало надежду, что Путин будет избегать «лексики холодной войны». «Мюнхен до сих пор живет в их головах!» – иронизировали источники в российской делегации. Но на итоговой пресс-конференции Путин демонстрировал миролюбивый настрой, хотя и подверг сомнению эффективность НАТО.

Ряд менее высокопоставленных российских чиновников раскритиковали решение НАТО гораздо жестче, а итоговое коммюнике саммита РФ – НАТО не подписали. Россияне дали понять, пишет FT, что не ожидали появления формулы о необходимости принять в НАТО две республики.

О том, что проект итогового коммюнике содержит такую фразу, «Ведомостям» накануне саммита рассказывал источник, близкий к секретариату президента Украины. А чиновник в аппарате НАТО говорит, что устав альянса изначально допускает предоставление ПДЧ на встречах министров иностранных дел.

Американский чиновник изложил FT свое объяснение гнева Москвы: она настаивала, чтобы в коммюнике была заложена некая компенсация, но США отказали.

Российским чиновникам была поставлена тактическая задача не допустить получения Украиной и Грузией ПДЧ в Бухаресте, а решать проблему долгосрочно «не ставили» – возможно, из-за чемоданного настроения в российском правительстве, считает украинский политолог Андрей Мишин.