Тайный лаз в детство

Кристоф Марталер слепил из мрачной оперы Альбана Берга спектакль светлый, яркий, звенящий детскими голосами

Этот «Воццек» кишит гротескными персонажами, он наполнен черным юмором, радует ухо искусным ансамблем мужских голосов и умной игрой оркестра, ведомого Сильваном Камбреленом. Царит в нем Ангела Деноке (Мари) – женственная, беззащитная; голос ее полон печали, соловьиной чистоты и материнского тепла. А Воццек (его поет Саймон Кинлисайд) просто заблудился в детстве.

Неловкий и затюканный, он одержим идеей порядка. Убирает со столов пивные стаканы, механично гладит полотенца и двигается как заведенный робот. Только бы не останавливаться, только не слушать Мари, рассказывающую об их ребенке. История о забитом кельнере в изложении Марталера превратилась в поучительное размышление о пагубности инфантилизма.

Художник Анна Фиброк выстроила на сцене кафе, напоенное утренним светом и радужными красками. Полифония жизни внутри и вовне: сквозь стеклянные стены видна детская площадка. В кафе будничная мельтешня, сплетни, жесткий прилюдный секс Мари с Тамбурмажором. Снаружи прыгают и шумят дети. Иногда кто-то из них забегает внутрь, к маме: детишки пьют воду и разбрасывают башмаки, которые Воццек тут же с маниакальным упорством составляет в ровные ряды.

Канал, соединяющий мир взрослых и мир детской площадки, – дыра в стене, оформленная как разверстая пасть веселого клоуна. В эту дыру выталкивает Воццек обмякшее мертвое тело Мари и сам залезает туда же. Воццек забирает с собой в мир детства ту, которая пыталась сделать его взрослым. Париж