Вместо сына на место отца

В Башкирии, возможно, началась операция «преемник»: претендент на президентское место дебютирует в роли премьера

Сегодня президент Башкирии Муртаза Рахимов отправит в отставку премьер-министра республики Рафаэля Байдавлетова, он переходит на работу в Совет Федерации. Байдавлетова заменит министр имущественных отношений Равиль Сарбаев, пока в качестве и. о., сообщил источник в правительстве Башкирии, но уже на этой неделе Рахимов внесет кандидатуру Сарбаева на утверждение госсобрания республики, а соберется оно в четверг.

Кадровое решение означает, что Сарбаев – преемник Рахимова, утверждает источник. Депутат Госдумы от Башкирии осторожничает: «Сарбаева поставят – это факт. Но кто станет руководителем субъекта, решает президент России, это не связанные истории».

Рамиль Бигнов из совета оппозиции Башкирии знает и о назначении Сарбаева, и о том, что это один из косвенных признаков ухода Муртазы Рахимова. Сарбаев – кандидат клана Рахимовых: кто бы ни занял должность, реальная власть в руках Урала Рахимова, он контролирует башкирский ТЭК, весь уфимский горсовет и две трети госсобрания, объясняет Бигнов.

Получить комментарии в администрации президента Башкирии не удалось. Источник в госсобрании говорит, что вопроса о кандидатуре премьер-министра в повестке заседания в четверг пока нет.

Сарбаев считается человеком сына президента, Урала Рахимова, согласен с Бигновым источник в правительстве республики. Младший Рахимов контролирует не только башкирский ТЭК, но и МВД, а после мартовских выборов получил поддержку фракции «Единой России». В Башкирии рассчитывают, что вариант с Сарбаевым окажется более приемлемым для Москвы, чем передача власти Муртазой Рахимовым сыну, считает он.

Депутата Госдумы от Башкирии Юрия Афонина новость о Сарбаеве не удивляет: этого назначения ждали еще в конце декабря. Но принять такое решение мог только Муртаза Рахимов, уверен депутат. Источник в крупной компании, работающей в республике, подтверждает: назначение Сарбаева премьером – событие ожидаемое, но что он сменит старшего Рахимова, в компании пока не знают.

Политолог Александр Кынев говорит, что такое назначение укладывается в логику действий в этнических регионах: Москва максимально учитывает интересы местных элит.

Рахимов, Лужков, Шаймиев – «бессменные» главы регионов, говорит политолог Михаил Виноградов, их смещение тормозилось отсутствием преемников и тем, что они выступали гарантами результата на выборах. Но выборы наконец позади. Рахимов – самый «слабый» среди них, с него и начали, заключает Виноградов.