Цитата недели


«Я и дальше, как все мои коллеги, буду предлагать Владимиру Владимировичу возглавить партию».

Борис Грызлов, лидер «Единой России»

Владимир Путин и Дмитрий Медведев еще не разъехались по новым кабинетам, а единороссы уже объявили, чья это будет партия. Грызлов дал понять, что на двоих она не делится. Статус главнокомандующего, который получит Медведев после инаугурации, может стать препятствием для его членства в «Единой России», констатирует партбосс. Зато Путина единороссы считают лидером, предлагают оформить это официально, давно зовут его в партию.

То есть применительно к Путину никого не смущало, что он главковерх. Его нежелание получить партбилет объясняли скорее слабостью самой политструктуры, «медведи» не чувствовали себя достойными называть товарищем такого человека. А в том, что он мог в любую минуту сесть во главе президиума, сомнений не возникало.

Президенту Путину в партию было можно. Президенту Медведеву – нельзя. Грызлова можно было бы обвинить в двойных стандартах. Но поскольку спикер нижней палаты (в отличие от спикера верхней) отсебятины не допускает, это не его оценочные суждения, а спущенная сверху генеральная линия.

Начался долгий процесс по разделу полномочий между двумя лидерами страны. Если рычаги исполнительной власти их командами еще не распределены (или итоги размежевания оглашению пока не подлежат), то партийные ресурсы поделили. Решено, что они полностью перейдут новому премьеру. И широкая публика должна привыкать к актуальной формуле политического бытия: «Единая Россия» – партия Путина, но не Медведева.

Из этой формулы можно сделать интересные выводы. Например, о том, что должность премьера отнюдь не является для Путина промежуточной перед уходом, как он выразился, на дембель: на очередном посту он намерен, напротив, наращивать властный ресурс, не допуская чрезмерного усиления преемника. По сути, появляется невиданная для новой России схема: партийный контроль за президентом и его командой.

Проясняется также, что взят курс на полуторапартийную систему: возвращения к однопартийной (при которой глава государства – это глава партии) не произойдет, но и от идеи «двух ног», видимо, отказались.