Мимо фокуса

В галерее Зураба Церетели открылось тринадцать выставок московской фотобиеннале, таких разных, что зрителю трудно в них ориентироваться – понять, как смотреть, чему удивляться, что автор хотел показать
Люди на фотографиях Сергея Чиликова смело смотрят в объектив

Галерея Зураба Церетели – вот одна из главных площадок московской фотобиеннале, и, чтобы пройти на ее выставки, нужно миновать залы с пышными творениями хозяина помещения, желательно не оглядываясь. Кому интересны опыты современной фотографии и изыски старой, не должны, кажется, интересоваться творчеством Церетели.

Но в современной культуре границы между искусством коммерческим и авторским, популярным и маргинальным, традиционным и экспериментальным, профессиональным и любительским условны, как между странами ЕС.

Выставка француза Ксавье Зимбардо «Сакральность цвета» нравится тем, кто пришел не на биеннале, а именно в галерею Церетели. Большие, эффектные, с резким цветом фотографии индийского праздника эротического содержания сделаны высокотехнично, мастерски и изобретательно, но их убойная сила пугающе избыточна, и с мегаломанией Церетели французский эстет неожиданно рифмуется – хотя что, кажется, общего может быть у бронзового Лужкова в кепке с широкоформатными фотографиями индийской ритуальной сексуальной оргии.

По содержанию – религиозный праздник – с выставкой Зимбардо совпадают две серии Сергея Чиликова и съемка Андрея Гордасевича крестного хода в городе Тутаеве. Чиликов – профессионал и лирик, и его документация незатейливого веселья в русской провинции сделана свободно и задорно: люди глядят прямо в объектив камеры, кто-то, словно спьяну, выпадает из фокуса, но все живые и веселые. А Гордасевич как неофит следит за светом и композицией, строит кадр, любуется детками – и создает лубочную, хоть и черно-белую постановочную идиллию.

Проект Саши Мановцевой и Максима Серегина «Доска почета» – пример превращения коммерческого проекта в артистический. Представители высшего управленческого эшелона Челябинского трубопрокатного завода позировали для фотографов в образах джазовых музыкантов – с саксофонами и тромбонами, прижатыми к груди. И выглядит эта бизнес-джаз-банда вполне стильно. Современные герои труда не хотят выглядеть так же, как герои труда социалистического на постановочных фотографиях в журнале «Огонек» 50-х гг. «Герои пятой пятилетки» – еще одна из выставок в галерее Зураба Церетели.

Главное, когда их смотришь, – понимать, что единственным критерием оценки фотографии остается зрительский вкус, потому что их авторы хотят одного – задержать внимание публики.