Неразменная таблетка

Новая система распределения льготных лекарств проработала I квартал. Хотя количество дистрибуторов выросло на порядок, крупнейшие игроки, вероятно, сохранят свои позиции
С.Портер

Лекарства есть. 1,5

процента рецептов находилось на 24 марта в России «на отсроченном обеспечении» (в 15 случаях из 1000 пришедший в аптеку льготник не смог получить препарат). На ту же дату, по данным Росздравнадзора, в прошлом году показатель составлял 8,7%

9,5

миллиарда рублей – составил, по данным Росздравнадзора, отпуск льготных лекарств с 1 января по 24 марта, в прошлом – 9,8 млрд руб.

Половина льготников, опрошенных в прошлом году DSM Group, были недовольны системой дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) – получить препарат по бесплатному рецепту было очень трудно. Недовольны были и дистрибуторы – государство задолжало им несколько десятков миллиардов рублей. Это заставило правительство перестроить систему, разделив денежный поток, которым раньше целиком распоряжался Федеральный фонд медстрахования. 27,5 млрд руб. в 2008 г. достались Росздраву, который с 1 января отвечает за поставки дорогих лекарств (например, от рака), а 33 млрд руб. на остальные лекарства переданы региональным властям.

Регионы провели свои конкурсы по выбору поставщиков, в результате число дистрибуторов выросло с 14 в 2007 г. до 137 в 2008 г. 124 из них победили на региональных аукционах, 13 (поставщики дорогих препаратов) – на аукционах Росздрава. По идее эти 124 дистрибутора должны были серьезно потеснить основных игроков рынка ДЛО (см. рисунок). Ни одна из исследовательских компаний пока не посчитала, насколько изменились их доли в 2008 г.

Полный список победителей региональных аукционов по ДЛО Росздравнадзор предоставить отказывается. Региональные компании в основном выиграли небольшие контракты, говорит представитель Росздравнадзора. Опрошенные «Ведомостями» представители компаний это подтвердили. Например, у самарского ОАО «Медтехника» сумма контракта – 13,9 млн руб. на три квартала, у белгородского «Лекомеда» – около 50 млн руб. на первое полугодие, у петербургского ООО «РЦСЗ «Ленмединформ» – около 0,5 млн на I квартал. «Ведомостям» удалось обнаружить только один крупный региональный контракт: в Ростовской области ОАО «Фармация» – единственный дистрибутор ДЛО (453 млн руб. в первом полугодии).

Причем во многих случаях регионалы закупают лекарства у тех же федералов. Менеджер «Лекомеда» подтвердил, что часть лекарств компания покупает не у производителей, а «на вторичном рынке». Представитель еще одного белгородского дистрибутора – «Фармкомплект» – также сообщил, что за лекарствами вынужден обращаться к федеральным поставщикам. Заместитель гендиректора «Фармации» Светлана Насопыркина сказала, что напрямую у производителей они покупают 50% препаратов, причем это в основном российские компании.

Представители «Протека» и большинства других крупных дистрибуторов тему ДЛО не комментируют. «Понимая, что, возможно, оборот по федеральной программе в этом году будет падать, мы активно наращиваем наши продажи в коммерческом сегменте», – говорит вице-президент по развитию федерального фармдистрибутора «Роста» Рустем Муратов.

Региональные участники программы ДЛО вынуждены покупать лекарства у крупных поставщиков потому, что с ними отказывается работать ряд глобальных производителей, объясняет генеральный директор DSM Group Александр Кузин. «В ДЛО производитель отдает товар с большой отсрочкой платежа. А кто и как проверял кредитную историю вошедших в программу новых дистрибуторов, непонятно», – объясняет заместитель гендиректора «Нижфарма» Иван Глушков. Руководитель ЗАО «Рош-Москва» Милош Петрович подтвердил, что компания не готова работать со всеми без исключения победителями региональных аукционов: «Это могут быть небольшие фирмы, о которых мы ничего не знаем».

«Нельзя исключать, что по завершении нынешнего переходного процесса многие федеральные дистрибуторы смогут вернуть себе часть утраченных позиций на рынке», – считает руководитель российского представительства Pfizer Режис Ломм. «С экономической точки зрения именно так и должно быть – у крупных дистрибуторов было и время, и деньги для инвестиций в логистическую систему. А небольшие игроки этой возможности были объективно лишены», – соглашается Глушков из «Нижфарма».