Нужна господдержка

Сомнений, что для преодоления глобального кредитного кризиса понадобится прямое вмешательство властей ведущих стран, практически не осталось

Чтобы справиться с кризисом, может потребоваться глобальная интервенция со стороны правительств, заявил в интервью Financial Times директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан. Кризис на рынке все больше влияет на мировую экономику и прямое вмешательство правительств в ситуацию на рынке ценных бумаг, жилой недвижимости или в банковском секторе может стать «третьей линией обороны» в дополнение к денежно-кредитной и фискальной политике, считает Стросс-Кан.

Подобное вмешательство властей Швеции помогло стране выйти из глубочайшего кризиса в начале 1990-х гг. (см. статью на стр. А3).

Призывает власти вмешаться и знаменитый инвестор Джордж Сорос. Самый тяжелый, по его мнению, кризис со времен Великой депрессии был частично спровоцирован действиями регуляторов, самоустранившихся от контроля за ситуацией на рынке, и действиями его участников: те агрессивно использовали заемные средства для инвестиций и продавали высокорискованные ипотечные кредиты заемщикам, а выпущенные на них облигации – инвесторам. «Это их [ФРС] работа – спасать систему, когда она в опасности, – заявил он в интервью Bloomberg. – Но поскольку это их работа, они должны заниматься и предотвращением надувания пузырей. Этой своей задачи они не осознали».

Регуляторы исходят из того, что рынки сами корректируются и возвращаются в состояние равновесия, говорит Сорос: «Это ложная теория, поскольку именно интервенция властей спасает рынок, когда у него возникают трудности». Так было во время международного банковского кризиса в 1982 г., кризиса ссудо-сберегательных касс в США в 1980-х гг., краха хедж-фонда Long Term Capital Management в 1998 г., перечисляет Сорос.

Он уверен, что необходимо вмешательство властей как на финансовом рынке (вплоть до регулирования объема заемных средств, которые могут брать инвесторы, – через требования к резервам банков, выдающих им кредиты), так и на жилищном для предотвращения массового выселения из своих домов американцев, не способных платить по ипотеке.

«Проблема не в отсутствии регулирования, а в нереалистичных ожиданиях касательно того, что регуляторы способны предвидеть и предотвращать», – возражает в письме в FT экс-председатель ФРС Алан Гринспэн.

Доказательства связи между денежной политикой и пузырями на рынках активов «со статистической точки зрения крайне слабы», утверждает он в ответ на заявления критиков о том, что ФРС под его руководством слишком долго держала процентные ставки на низком уровне (1% годовых в 2003–2004 гг.), спровоцировав бум на рынках кредитования и недвижимости. Причина бума в том, что из-за избытка сбережений в мире долгосрочные процентные ставки сильно упали, впервые в истории опустившись к 2006 г. ниже 10% во всех развитых и основных развивающихся странах, уверен Гринспэн. По его мнению, регуляторы не могли уследить за всеми перипетиями на рынке ипотечного кредитования, если оплошали даже его участники, гораздо лучше знающие своих клиентов и контрагентов.

После того как в начале кризиса, в сентябре 2007 г., Банк Англии выдал кредит оказавшемуся на краю банкротства специализировавшемуся на ипотечном кредитовании банку Northern Rock, власти воздерживались от прямого вмешательства в дела частных компаний. Но в середине марта ситуация на рынках вынудила ФРС пойти на прямую поддержку Bear Stearns, хотя надзор за инвестиционными банками не входит в ее компетенцию. ФРС выделила под залог активов Bear Stearns кредит на $30 млрд банку J.P. Morgan Chase, который тот переодолжил инвестбанку и одновременно договорился о его покупке. «Предпринят ряд мер в денежной и фискальной политике, которые должны поддержать возвращение экономики к росту», – заявил на прошлой неделе выступая в конгрессе председатель ФРС Бен Бернанке.

Действия ФРС, похоже, начали вселять некоторую уверенность в участников рынка. 17 марта, когда ФРС и J.P. Morgan спасали Bear Stearns, доходность 10-летних казначейских облигаций США, в которые инвесторы традиционно вкладываются в период нестабильности вместо более рискованных активов, опустилась до пятилетнего минимума в 3,306%. С тех пор она выросла до 3,547%. Индекс MSCI World, упавший с начала года до 17 марта на 13,2%, к пятнице поднялся на 8,3%.

Спасение Bear Stearns, которое ФРС провела «очень правильно и решительно», может стать поворотным пунктом в нынешней фазе кризиса, заявил FT председатель Банка Израиля Стэнли Фишер, бывший замдиректора МВФ во время азиатского и российского кризиса в конце 1990-х гг. Пузыри на рынках влияют на рост экономики и инфляцию, поэтому их предотвращение вполне соответствует целям денежной политики, добавил он.