Полис с кредитом

Объем продаж страховых услуг через банки в 2007 г. увеличился более чем на 75% и превысил 70 млрд руб., подсчитал «Эксперт РА». Стремительный рост рынка опирается в первую очередь на продажи автомобилей в кредит
Д. Гришкин

В 2005 г. компания Monitor Group подсчитала среднее число страховых полисов, продаваемых банковским клерком за год в разных странах. Лишь в Испании и Франции это число превышает 100, рассказал партнер московского офиса Monitor Group Александр Толкачев. Да и этот эффект, вероятно, обусловлен национальными привычками жителей этих стран, оговаривается он.

В России же на долю банковского канала продаж в 2007 г. пришлось почти 15% взносов, полученных российскими компаниями по добровольным видам страхования и ОСАГО, а объем этого рынка за год вырос на 75% до более чем 70 млрд руб. Такие выводы содержатся в исследовании «Эксперт РА» «Банкострахование-2007: игра по-крупному».

Розничное кредитование обеспечило более 77% взносов по полисам, проданным в банках, а на страхование рисков юрлиц – заемщиков банков пришлось лишь 17%, рассказывает директор департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Павел Самиев. Доля взносов по страхованию собственных рисков банков и их сотрудников по-прежнему невелика – 5% (или 3,7 млрд руб.). Большинство банков ограничивается покупкой полиса ДМС для сотрудников, а также страхованием собственных имущественных рисков, говорит Самиев.

Локомотивом страхования через банки остается автокаско – почти две трети премии, собранной банками (58% взносов, в 2006 г. эта цифра составляла 62%). Бум продаж автомобилей, в основном за счет банковских кредитов, а также строительство в России заводов мировых автогигантов будут поддерживать рост спроса на новые авто, будет расти и рынок банковского автострахования, прогнозирует Самиев.

Из входящих в топ-10 по собранной премии страховщиков доля взносов, полученных по банковским каналам, превышает 20% у «Росгосстраха» (21,4%), Страхового дома ВСК (40,8%), «Уралсиба» (32,6%) и Московской страховой компании (входит в Столичную страховую группу, 38,6%). Но больше всего зависит от банковского канала Чешская страховая компания, сестринская структура банка «Хоум кредит»: 91,3% ее страховок продано через банк.

Впрочем, эксклюзивное партнерство родственных банков и страховщиков остается в прошлом, ведь гораздо выгоднее получать премию от нескольких банков, уверяют страховщики. Например, «Росгосстрах» и Русь-банк не работают как эксклюзивные партнеры, а сеть «Росгосстраха» продает продукты ВТБ, МДМ-банка, «Уралсиба», «Ренессанс кредита» и др., рассказал «Ведомостям» президент группы «Росгосстрах» Данил Хачатуров.

Рынок банкострахования вырастет в 2008 г. на 50–55%, прогнозирует Самиев, а акцент постепенно будет смещаться от автострахования в сторону долгосрочных видов страхования.