Цифра недели: $15 000


Минприроды вчера предупредило, что итоги недавней распродажи 991 га подмосковных лесных участков могут быть признаны недействительными. До этого аукционами заинтересовались премьер-министр (попросил «разобраться» министра природных ресурсов) и Федеральная антимонопольная служба (забавно, кстати, что с просьбой проверить аукционы к ней обратилась Генпрокуратура – у самих что, рук не хватает?).

Для победителей аукционов, получивших право аренды земель на 49 лет (среди них обнаружились и структуры Романа Абрамовича), это означает, что им придется побороться за свои деньги. Кстати, деньги не такие уж маленькие: хотя формально земля продавалась по $25–30 за сотку, право участвовать в таких выгодных торгах чего-нибудь да стоит. По мнению анонимного участника аукционов, взятки могли достигать $1000–5000 за сотку и больше, если участок небольшой (до 1 га). Предположим, что он прав: тогда, перемножив средние $3000 на 991 га, получим порядка $300 млн. Это уже похоже на реальную цену участков. Если бы она была такой, те, кто сразу выставил участки на продажу по $15 000, о чем рассказали вчера «Ведомости», не так уж много и заработали бы – процентов 200, не больше.

Для безземельных эта история – хорошая иллюстрация того, как работает вертикаль власти (извините за надоевшее выражение). Когда в декабре суд – иск подали районные лесные чиновники, считавшие, что торговать некоторыми участками должны они, а не Мослесхоз, – так вот, когда суд в качестве обеспечительной меры потребовал перенести аукционы, ответственные товарищи, по выражению собеседника «Ведомостей», «ночей не спали»: ведь 50% аванса за участки с участников будущих торгов были уже собраны, «ушли наверх» и никто их возвращать оттуда не собирался. Не позавидуешь ребятам: с одной стороны, серьезные начальники, у которых того и гляди кончится срок полномочий (выборы были на носу, да и перетряхнуть должны лесхозную систему по недавно принятому Лесному кодексу), а с другой – не менее серьезные покупатели, которые уже внесли аванс. Но суды – тоже вертикаль. «Поверьте, страха в глазах людей, которые все это делали, не было», – делится наблюдениями участник аукциона. Почему я должен думать, что Минприроды, антимонопольная служба, Генпрокуратура, премьер, да кто бы то ни было еще прогонят арендаторов из леса? Они, что ли, не вертикаль?