Концепция-2023

Министерство финансов готовит 15-летний план, который покажет, на какие стратегические проекты государству хватит денег

В 2010 г. на строительство дорог государство намерено потратить вдвое больше, чем в 2008 г., а в 2012 г. – втрое больше, или 536 млрд руб., рассказал вчера на коллегии Министерства финансов министр Алексей Кудрин. Другой чиновник Минфина знает, что это предложение Минтранса – он хочет изменить ФЦП «Развитие транспортной системы», продлив ее до 2015 г.

«Возникает вопрос: потянем ли мы эту серьезную задачу?» – спросил Кудрин.

Избранный президент Дмитрий Медведев вчера заявил, что утверждение концепции-2020 надо отложить до тех пор, пока не будет решения по НДС: «Несбалансированности здесь допустить нельзя».

Бюджет рассчитывается на три года, а амбициозные долгосрочные планы будут нарастать в разных отраслях экономики, предвидит министр. Расходы на здравоохранение надо увеличить с нынешних 4,2% ВВП до 7%, как в развитых странах, на образование – с 4,1% минимум до 6% ВВП. Увеличатся и расходы на пенсии, если поддерживать их на уровне 24–26% средней зарплаты: к 2020 г. это еще 3–4% ВВП, думает он.

Среди государственных приоритетов – требующая денег инфраструктура и промышленность: авиастроение, железные дороги, напомнил министр: «Будут ли исполнены обязательства государства, правильно ли ведомства ориентируют бизнес?»

Пока денег хватало: в 2005 г. номинальные расходы бюджета выросли на 30%, в 2006 г. – на 21%, а в 2007 г. – на 39% (без выделенных госкорпорациям средств, которые они будут тратить несколько лет, – на 26,5%). Прирост расходов в ближайшую трехлетку надо ограничить 9–10%, а дальше – на 4–5%, иначе доходы от добычи нефти и газа будут проедены. Россия уже составляет долгосрочные планы развития экономики, а финансового обоснования у них нет, резюмировал Кудрин.

Чтобы свести воедино и сбалансировать долгосрочные расходные планы ведомств с доходами, Минфину нужен долгосрочный план. Модель его подготовки ведомство разработает к 1 августа, а сам план – в этом году. В Великобритании есть финплан на 50 лет, в США – на 75.

К 1 мая Минфин разошлет ведомствам методику прогнозирования развития их отраслей до 2023 г. Собрав у министерств долгосрочные потребности их отраслей в госсредствах, Минфин подготовит 15-летний план.

Отраслевые прогнозы финансисты попробовали собрать у профильных ведомств в декабре 2007 г., но у ведомств не оказалось моделей для планирования на столь долгую перспективу, рассказал Кудрин.

В финплане будет минимум два варианта – базовый (консервативный) и на случай, если будут проведены структурные реформы. Нефть будет дешеветь, а если даже и нет – Россия все равно в ближайшие 15 лет столкнется с циклическим замедлением темпов роста из-за накопления в экономике дисбалансов и диспропорций (нехватка рабочей силы, рост зарплат быстрее производительности труда).

Ресурсов для выполнения целевых задач может не хватить и сценарии должны это учитывать, уверен Кудрин.

Когда экономика замедляется, государство может позволить себе дефицит, а во время быстрого роста не должно наращивать расходы: иначе при снижении цены нефти, когда остановится расширение спроса, к которому привыкли экономические агенты, «жесткая посадка» неминуема. Чтобы обеспечить сбалансированность экономики, «государство обязано проводить антицикличную политику», убеждал Кудрин.

Радикально другой подход к финансовому планированию у министра экономразвития Эльвиры Набиуллиной: приоритеты экономического развития первичны, финплан должен их поддерживать. Экономика серьезно недофинансирована, подчеркнула министр Набиуллина: «Мы должны избавиться от тревожного ощущения, что декларируем цели, даже планируем, но не всегда можем обеспечить ресурсами».

Экономист «Траста» Евгений Надоршин считает, что циклов у молодого российского капитализма пока нет, а кризис 1998 г. «рукотворный».

А Евсей Гурвич из Экономической экспертной группы спорит с Набиуллиной: реальные процентные ставки отрицательны, значит, инвестиционный спрос отстает от предложения денег; никакого недофинансирования нет.