Урсула Бернс: «Xerox не в конце, а в начале пути», - Урсула Бернс, президент компании Xerox

В 2000-х гг. Xerox оказалась на грани краха, но сумела выбраться из кризиса. По словам Урсулы Бернс, компания будет делать ставку на развитие наиболее востребованной сейчас цветной печати
С.Портер

Урсула Бернс пришла в Xerox в 22 года и последующие 28 лет посвятила работе на эту компанию, дослужившись до поста президента. Она рассказывает, что в новом качестве регулярно посещает представительства компании по всему миру, чтобы лично разговаривать с сотрудниками и клиентами. Недавно она была в России, на которую, по ее словам, приходится значительная часть бизнеса Xerox. О будущем компании в России и других странах Урсула Бернс рассказала «Ведомостям».

1980

пришла стажироваться в Xerox на должность инженера-механика. В 1992–2000 гг. руководила различными бизнес-группами, включая направление офисной цветной печати

2000

старший вице-президент Xerox

2002

президент Xerox Busi-ness Group Operations

2007

назначена президентом Xerox. «Мое назначение президентом – шаг навстречу планированию подготовки преемника и нового поколения лидеров в Xerox»

Xerox

производитель устройств и технологий в области печати. Выручка (2007 г.) – $17,2 млрд. чистая прибыль – $1,1 млрд. акционеры – Институциональные инвесторы (87,2%), крупнейшие из них Dodge & Cox (9,6%), Neuberger Berman (8,2%), State Street Global Advisors (7,5%), BlackRock Investment Management (5%). капитализация – $13,7 Млрд. Центральный офис Xerox расположен в Стэмфорде, штат Коннектикут (США). Представительства компании находятся более чем в 130 странах. В 2007 г. компания увеличила производство установок систем цветной печати на 3%, а черно-белой сократила на 10%.

– Как делятся в компании полномочия между вами и гендиректором Энн Малкахи, которая вывела компанию из кризиса?

– В моем ведении глобальные исследования, разработки, маркетинг и производство продуктов и решений Xerox, поставки и сопутствующие услуги. Я также отвечаю за управление информационной инфраструктурой, формирование корпоративной стратегии, управление персоналом, за глобальных ключевых клиентов Xerox. Я нахожусь в прямом подчинении Энн Малкахи. Крупнейшее подразделение компании – Xerox Global Services, а также финансовые и юридические департаменты подчиняются Малкахи.

– Правда ли, что Малкахи выбрала вас своей преемницей в компании?

– Конечно, мое назначение президентом – шаг в подготовке преемника и нового поколения лидеров в Xerox. Пока преждевременно говорить о каких-либо кадровых перестановках. Энн не говорила о своих планах покинуть пост СЕО. Она сделала существенный вклад в развитие компании, но ощущает в себе силы сделать еще больше, находясь во главе Xerox.

– Каков размер бизнеса Xerox в России и какую долю он занимает во всей группе?

– Выручка Xerox составляет около $17,2 млрд, из них на Россию и Евразию приходится более $500 млн. Регион Евразия – это Россия и 20 стран, включая страны СНГ, Балтии и Восточной Европы. Здесь очень успешно идут дела: бизнес крупный и растет быстро – более 16% ежегодно. Это существенная часть бизнеса Xerox, которая, как мы ожидаем, будет продолжать расти.

– Каковы основные направления бизнеса Xerox?

– У Xerox четыре направления бизнеса. Мы делаем цвет доступным для тех, кому он нужен: цветная печать, цветное копирование и общение в цвете. Развиваем новый бизнес в области печати, с помощью высокотехнологичных разработок, наших ноу-хау и специалистов пытаемся трансформировать то, как делается печать, в первую очередь в области коммерческой печати. Предоставляем услуги document services, которые позволяют клиентам быть более эффективными с точки зрения скорости и управления документооборотом. Клиентам малого и среднего бизнеса предоставляем технологии, которые позволяют развивать их бизнес. Россия – лидер по этому направлению для нашей компании.

– В середине января Xerox провела ребрендинг. Зачем?

– У нас были большие сложности в начале 2000-х гг. из-за финансовых и операционных проблем, и произошел пересмотр нашей стратегии, подхода к управлению бизнесом. С тех пор Xerox существенно изменилась, мы улучшили финансовое положение, в 2007 г. генерировали почти $2 млрд [свободных средств] и снова начали платить дивиденды. Наши клиенты видят эти изменения – большую отзывчивость компании на нужды клиентов, скорость, гибкость работы, технологичность. С помощью ребрендинга мы хотели показать все эти изменения. Эта новая Xerox не в конце пути, а в начале.

– С чего начался кризис в Xerox?

– В 1998 г. Xerox была чрезвычайно успешной организацией. Ситуация начала с угрожающей скоростью изменяться в худшую сторону в конце 1999 – начале 2000 г. Мы попытались изменить слишком многое в очень короткие сроки в крайне сложных условиях – на фоне ухудшения экономической ситуации в США, серьезного обострения конкурентной борьбы на мировом рынке. К маю 2000 г. мы оказались практически в критической ситуации: доходы и прибыли падали, наличные средства сокращались, росли задолженности, капитал акционеров сократился вдвое.

– Какие меры были предприняты?

– Мы продали непрофильные активы на более чем $2,5 млрд, передали офисное производство на аутсорсинг, вышли из бизнеса по производству струйных принтеров и сосредоточились на получении доходов от основной деятельности путем рационального управления производственными запасами, дебиторской задолженностью и основными активами. Смогли сократить годовые издержки на $2 млрд. Значительно урезали объемы производственных расходов, продаж, общих и административных расходов, а также капиталовложений. Сократили штат.

– Xerox ежегодно тратит 5–6% выручки на исследования и разработки (R&D). Какие наиболее выдающиеся продукты и технологии Xerox появились в последнее время?

– Крупнейшая область, на которой мы концентрируемся, – развитие технологий цветной печати. Мы развиваем традиционную лазерную технологию, которая используется в большинстве наших многофункциональных устройств и монофункциональных принтеров с EA-тонером (emulsion aggregation, скопление мелких частиц. – «Ведомости»), позволяющим получать более четкий и качественный цвет [текста или графики]. Вторая инновационная технология основана на твердых красителях. Они плавятся, а затем переносятся прямо на бумагу. Технология проста и в применении, и в обслуживании. У нас есть принтеры и многофункциональные устройства, основанные на твердых красителях. В добавление к этим двум технологиям мы планируем запустить в 2008 г. новый продукт – машины с цветной непрерывной печатью [900 страниц в минуту].

– Согласно отчету Xerox за 2007 г. продажи черно-белых принтеров и других устройств сократились на 10%. Чем вы можете объяснить эту тенденцию и не опасаетесь ли, что за черно-белой печатью последует падение продаж устройств для цветной печати?

– Я думаю, что падение продаж устройств черно-белой печати отчасти объясняется ростом продаж цветной печати – фундаментальная эволюция, в которой участвует Xerox. Рынок черно-белой печати растет не очень быстро, но это по-прежнему очень большой бизнес, поэтому Xerox продолжает в него инвестировать. По-прежнему более 85% страниц, которые печатаются в мире, – черно-белые. А цветной печати еще далеко до начала падения продаж, если это когда-нибудь произойдет.

– В выручке Xerox какую долю сейчас занимает цветная печать?

– Примерно 40% всей выручки, эта область растет на 30% и более в год.

– А услуги?

– У нас два потока выручки: 70% выручки дают контракты с новыми клиентами на услуги, обслуживание и поддержку, остальная часть выручки приходится на продажу оборудования. Доходы от услуг входят в эти 70%.

– Чем отличается спрос и бизнес-среда в США, Европе и на развивающихся рынках?

– Мы используем различные нюансы стратегии в различных частях мира – это зависит от состояния экономики и клиентской базы. В Северной Америке, например, очень зрелый бизнес, мы лидирующий поставщик на рынке высокопроизводительного оборудования для черно-белой печати, цветная печать и бизнес услуг развиваются очень быстро. Маржинальность бизнесу обеспечивают в основном крупные предприятия, а растем мы за счет клиентов из малого и среднего бизнеса. В Европе ситуация похожа на Северную Америку с большим упором на цвет и услуги. В России, Индии и Бразилии большая часть нашего бизнеса приходится на малый и средний бизнес, которому требуются небольшие машины. Но, к удивлению, наблюдается устойчивая потребность в приобретении и обслуживании со стороны крупных заказчиков, особенно в области новой печати. Очень большие цветные и черно-белые печатные машины пользуются широкой популярностью в России и Евразии.

– За последние пару лет Xerox сделала несколько крупных приобретений – Amici, XMPie, Global Imaging Systems. С какой целью? Будете продолжать покупки?

– XMPie – это ведущий поставщик программного обеспечения для проведения персонализированных цифровых маркетинговых кампаний, который фокусируется на новых бизнесах в области печати. Она предоставляла эти услуги Xerox, а также другим компаниями, занимающимся цифровой печатью, – HP, Canon и проч. XMPie по-прежнему сохраняет свой бренд и продает услуги сторонним клиентам. Amici занимается поддержкой судебных процессов и электронным поиском доказательств, Advetics производит решения для автоматизации бизнес-процессов в области ипотеки. А Global Imaging Systems, крупнейшее наше приобретение, – это, по сути, канал дистрибуции клиентам малого и среднего бизнеса. Эта покупка предоставила нам доступ к 200 000 новых клиентов малого и среднего бизнеса и более 1500 торговых представителей и менеджеров по обслуживанию, а также огромную растущую часть выручки ($1 млрд). Мы будем делать новые приобретения, вероятно, не крупнее по размеру, чем Global Imaging Systems, которые будут соответствовать нашей стратегии развития сервисов и дистрибуции в тех областях, где мы хотели бы нарастить свое присутствие.

– Можно ли ожидать глобальной консолидации на рынке?

– Все время, пока я занимаюсь этим бизнесом, все говорят о значительной консолидации на рынке, но пока она не происходит. Есть четыре крупнейших игрока – HP, Xerox, Canon и Ricoh, но остаются и другие игроки, работающие в определенных сегментах рынка. Я не думаю, что в ближайшее время стоит ожидать массовой консолидации на рынке.

– А где больше всего ощущается конкуренция?

– В области услуг, где наш основной конкурент – HP, и цвета – здесь мы соперничаем с HP, Canon, Ricoh и небольшими компаниями вроде Konica Minolta. На рынке крупных клиентов с высокопроизводительным оборудованием мы лидируем, занимая более 50% рынка: больше половины страниц промышленного производства в цвете печатается на машинах Xerox. В среднем (офисном) сегменте мы боремся за первое место с Ricoh, контролируя около 20%. И в низкодоходном (low-end) сегменте цветной печати делим рынок с HP и Canon – мы занимаем прочно вторую или даже первую позицию. Но по количеству напечатанных цветных страниц во всех сегментах мы занимаем первое место – более 20% рынка.

– Как вы проводите свободное время?

– Свободного времени очень мало. У меня есть семья – муж и двое детей. В свободное время я читаю. Последняя книга, которую я прочитала, – A slave no more о путешествии двух рабов в конце Гражданской войны в США. Еще люблю бегать, заниматься спортом.

Мировой рынок копировальной и печатной техники

История Xerox В 1947 г. лицензию на разработку и вывод на рынок копировального аппарата по технологии Честера Карлсона у Battelle Memorial покупает The Haloid Company (первое название компании Xerox). Вскоре компания выкупает и все остальные права на его изобретение. В качестве торговой марки для новых копиров Карлсон придумывает слово «ксерокс». Первый ксерографический копир Model A появляется на рынке в 1949 г. В 1972 г. Xerox создан первый копировальный аппарат с использованием лазерной развертки. Тогда они стоили около $35 000 за аппарат, сейчас – менее $30. Стоимость бренда В последнее время бренд Xerox переживал стагнацию. Компания Interbrand в 2007 г. в рейтинге 100 мировых брендов оценила бренд Xerox в $6,05 млрд (56-е место), в то время как по итогам 2001 г. он стоил $6,02 млрд (51-е место). Canon за такой же период перешел с 43-го места ($6,68 млрд) на 36-е ($10,58 млрд). Первый цветной копировальный аппарат в 1987 г. представила компания Canon. Он был создан с использованием лазерных технологий.