За чей счет экономим

В периоды экономического спада американские менеджеры традиционно либо прибегают к сокращению штатов, либо пытаются сэкономить на материальном вознаграждении. Российским управленцам больше по вкусу второй метод

О кризисе в России пока речь не идет, но с развитием рынка усиливается конкуренция и компаниям приходится задумываться об эффективности бизнеса и сокращении издержек, в том числе о необходимости оптимизации бизнес-процессов, связанных с персоналом, отмечает Светлана Миклуха, консультант по персоналу «Нексиа Пачоли».

Умрем, но не выгоним

Основатель и руководитель производителя компьютеров Dell Майкл Делл сообщил, что компания планировала к 2011 г. уволить свыше 8800 человек, или 10% персонала, чтобы снизить себестоимость производства на $3 млрд к 2010 г. Но чаще о сокращении штата можно слышать от представителей банков. На этой неделе агентство Reuters сообщило, что Citigroup рассматривает возможность сокращения штата на 5–10% (более 30 000 человек). Ранее Bank of America заявил о сокращении 3000 сотрудников, а британский Northern Rock уволит в ближайшие три года свыше 2000 человек.

Сокращение персонала – болезненный, но часто необходимый шаг, комментирует Миклуха. Опыт успешных зарубежных компаний (Sony, Nissan) показывает: для ежегодного «обновления» необходимо проводить 10%-ное сокращение персонала на основании аттестации и оценки. На любом предприятии есть ряд вспомогательных должностей. Этот персонал требует серьезных затрат времени и сил на подбор, обучение, адаптацию. Поэтому такие категории сотрудников целесообразно выводить за штат, тем самым сокращая издержки, подчеркивает она.

По мнению директора Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимира Гимпельсона, в России увольнения – крайняя и непопулярная мера, которой работодатели предпочитают снижение материального вознаграждения.

«Даже в кризис 1998 г. мы не сокращали штат, а изменили схемы стимулирования или перераспределили обязанности, – утверждает Татьяна Пономарева, коммерческий директор компании Binatone. – В крайнем случае мы изыщем возможность оптимизировать другие статьи расходов. Оптимизация логистики позволяет нашей компании сократить издержки направления на 5–6% в год».

Своего не отдают

После того как месяц назад швейцарский банк UBS из-за убытков (за год были списаны активы почти на $19 млрд) на 90% урезал вознаграждение гендиректора Марселя Оспела (он заработал 2,57 млн швейцарских франков, или $2,62 млн, по сравнению с 26,6 млн франков в 2006 г.), еще восемь CEO крупнейших американских компаний объявили, что отказываются от бонусов в пользу сотрудников, ссылаясь на кризис.

«На финансовое состояние компании эти суммы никак не повлияют – это скорее политическое решение, призванное поднять корпоративный дух», – полагает Маргарита Кошман, старший консультант хедхантинговой компании Heidrick & Struggles. Прецедентов отказа менеджера от бонуса в пользу сотрудников в России она не припоминает: «Сейчас в России нет кризиса, подобного американскому, а во время кризиса 1998 г. просто нечем было делиться».

По мнению юриста Дмитрия Кофанова, консультанта центра NS Consulting, формально отказаться от зарплаты в России никто не может: «Если работник не берет в кассе денег, работодатель в соответствие со статьей 236 ТК РФ может быть еще и привлечен к ответственности за задержку выплаты. Взять же деньги, но перечислить их другим работникам или на какие бы то ни было другие нужды, служащий вправе».

Не обирать рабочего

В прошлую субботу на площади конгресса в Любляне порядка 35 000 человек, представляющих профсоюзы 29 стран Европы, провели марш протеста. Джон Монкс, возглавляющий Конфедерацию профсоюзов Европы, озвучил основное требование протестующих: повышение зарплаты на фоне роста инфляции.

В России госслужащим индексировать зарплату предписывает закон (статья 134 ТК РФ), в частных же компаниях условия повышения окладов в привязке к повышению цен и каким-либо иным экономическим условиям регулируют положения в коллективном трудовом договоре (если таковые есть), комментирует Кофанов.

По мнению Миклухи, следует понимать, что если уменьшение зарплаты руководителям в кризис выглядит логично, то сокращение выплат рядовым сотрудникам становится демотивирующим фактором и может сократить издержки ненадолго. А в будущем приведет к увеличению расходов на персонал – волна увольнений повлечет за собой расходы на подбор, обучение и адаптацию новых людей.

«Сегодня очевидно, что квалифицированного персонала в финансовых организациях в таком количестве, чтобы обеспечить активное развитие розничных банков, просто не хватает, – говорит Александр Тютюнник, партнер отдела бизнес-консультирования КПМГ. – А значит, сокращения, замораживание зарплат и проч., которые применяются по отношению к персоналу западных банков, в России определенно вводиться не будут».