Компания недели: Загадки Билла


Управляющая компания Hermitage Capital Management была очень заметным игроком на российском фондовом рынке. По данным самой компании, на начало 2006 г. она управляла средствами 6000 инвесторов из 30 стран общим объемом более $4 млрд. Все эти деньги были вложены в Россию.

Но в конце 2005 г. основателя и руководителя Hermitage Билла Браудера не пустили в Россию, несмотря на действовавшую визу. Известный своей активной акционерной политикой Браудер был не менее напорист в попытках вернуть себе право въезда. Министр иностранных дел Великобритании трижды обсуждал визу Браудера со своим коллегой Сергеем Лавровым. Список тех, кто заступался за видного инвестора, внушает уважение.

Визу Браудеру так и не вернули. Несмотря на широкую огласку истории, никакой стройной версии произошедшего нет. Знакомые с Браудером инвестбанкиры рассказывают, что сам он не желает говорить о причинах случившегося. А версии, которые мне доводилось слышать, туманны и сводятся к тому, что Браудер слишком много узнал и мог помешать... Дальше можно подставить названия нескольких российских компаний. Другая серия версий сводится к тому, что фонд нечестно работал с акциями крупных компаний. Слишком мало подробностей.

Зато много подробностей в новой серии приключений Hermitage в России. Через некоторое время после предъявления налоговых претензий связанной с фондом компании «Камея» кто-то украл несколько ООО, принадлежавших HSBC, бенефициаром которых была Hermitage. Загадочным образом нынешние владельцы этих ООО согласны, что, возможно, промежуточный владелец получил их у HSBC не совсем законно, и вроде бы даже горят желанием вернуть собственность обратно. Правда, во время пути три компании проиграли несколько исков больше чем на $1 млрд и претензии к ним на аналогичную сумму сейчас рассматриваются в судах.

Кто тот изощренный похититель, который, по версии Hermitage, взял учредительные документы трех компаний у московской милиции, – непонятно. Зачем ему потребовались компании, на которых уже не было активов, – непонятно. Как это связано с налоговыми претензиями и отказом в въездной визе – непонятно.

Радует только одно – Браудер все еще пытается воевать за свои права.