Привет зонтикам

На неделе выходит уже второй киномюзикл: после «Суини Тодда» – «Все песни только о любви» француза Кристофа Оноре. Подобной концентрации пения киноэкраны РФ не знали годами

Владельцы наших кинотеатров считают мюзиклы жанром некоммерческим. Похоже, их мнение разделяют кинопромысловики других стран, за исключением разве что Индии.

Даже если учитывать экранизации знаменитых бродвейских спектаклей, киномюзиклов сейчас раз-два и обчелся. Хваля наших прокатчиков за решимость выпустить «Суини Тодда» с субтитрами, все вспоминают что? Печальный опыт с «Чикаго», когда Ричард Гир был насильно перепет более мастеровитым Филиппом Киркоровым. Между тем ситуации с «Чикаго» уж лет пять.

Фактически за все 2000-е прославились лишь два киномюзикла, не вдохновленных Бродвеем либо Вест-Эндом: «Мулен Руж» и «Через Вселенную». И так почему-то выходит, что в отличие от мюзиклов-экранизаций оригинальные киномюзиклы развивают одну-единственную тему: любовь (хотя «Через Вселенную» – еще и дань уважения стилю, моде, идеологии 1960-х).

Французские «Все песни о любви» уж тем более про любовь. Тем не менее «Мулен Руж» и «Все песни» – явления полярные. Это полюса в современных представлениях о киномюзикле, крайние цвета спектра, и их любопытно сравнить. Но сравнивая, находишь не только различное, но и общее, после чего окончательно понимаешь, в каком кризисе современный киномюзикл и как мало в нем оригинальных идей.

«Мулен Руж» – мюзикл постмодернистский. Хотя действие происходит якобы в Париже будто бы в 1900 г., герои поют песни «Битлз», «Квин», Элтона Джона, U-2, Мадонны etc. (Как заметил режиссер фильма Бэз Лурманн, получился «саундтрек твоей мечты».) Это «старые песни о главном» западного образца. «Все песни о любви» вроде бы погружены в современную реальность. Даже когда умирает одна из главных героинь, она умирает внезапно и бытово – от сердечного приступа. Вместе с тем «Все песни о любви» – тоже вариант «старых песен о главном», поскольку они не ремейк, конечно, но очевидный парафраз на тему «Шербурских зонтиков» – поправка на современность лишь в том, что в фильме до фига гомосексуальных отношений.

Современный мюзикл словно бы боится самостоятельности, не надеется на то, что способен вытянуть тему и привлечь зрителя сам по себе, ищет опоры в прошлом. Слышал, будто «Все песни» завоевали (своими достоинствами) сравнение с «Шербурскими зонтиками». Ни черта подобного. Они изначально напрашивались на такое сравнение. Не зря на одну из женских ролей позвали дочь звезды «Шербурских зонтиков» Катрин Денев – Кьяру Мастроянни. А на другую роль – актрису, которая самим цветом своих волос должна вызвать в памяти Денев: резко утрачивающую юность Людивин Санье.

Однако, чтобы сотворить новые «Шербурские зонтики», требуются две малости. Требуется новая Денев, каковой в мировом кино нет как нет. И требуется новый Мишель Легран (примечание: композитор). Музыка Алекса Болена, попытавшегося во «Всех песнях» сыграть роль Леграна, была удостоена французского «Оскара» – «Сезара». Но Леграном он после этого все равно не стал.