В ожидании полета

Sukhoi Superjet увидит взлетную полосу в апреле, а небо – в течение месяца, обещают «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС)
Д. Гришкин

По словам Гришанина, к взлету должен быть готов как самолет – с технической точки зрения, так и летчик-испытатель – с психологической. Первому заказчику – «Аэрофлоту» – SSJ100 будет передан после сертификации. По правилам, самолет должен совершить 600 зачетных полетов. Но зачитывается не каждый полет, уточняет Гришанин, поэтому невозможно сказать, сколько будет длиться процедура сертификации.

«Гражданские самолеты Сухого»

авиастроительная компания. Создана в 2000 г. для реализации проекта Sukhoi Superjet 100. Партнеры – Alenia Aeronautica, Boeing, Snecma. Акционер – АХК «Сухой» (100% акций). Выручка – $338 000 (1-е полугодие 2007 г., МСФО). Чистый убыток – $1,38 млн.

Первый лайнер 20 апреля будет доставлен на летно-испытательную станцию в Комсомольске-на-Амуре, рассказал вчера старший вице-президент ГСС Максим Гришанин. Вначале отрабатываются так называемые наземные скоростные пробежки, а затем, после заседания методического совета, планируется первый полет. Это будет в течение месяца, уточнил он. На выкатке самолета в прошлом сентябре вице-премьер Сергей Иванов заявил, что Sukhoi Superjet взлетит до конца 2007 г. Но пока только завершены испытания двигателей в рамках первого полета.

У ГСС есть обязательства перед заказчиками по выполнению графика поставок. Первый лайнер должен поступить «Аэрофлоту» в ноябре. За срыв предусмотрены штрафные санкции. Их максимальный размер – $1,5 млн за один лайнер. Гришанин прогнозирует задержку в поставках SSJ100 на 2–3 месяца. В случае с «Аэрофлотом» этот срок для ГСС некритичен. В контракте с перевозчиком есть пункт о полугодовом «льготном периоде», в течение которого ГСС штрафов не платит, отмечает Гришанин. В «Аэрофлоте» рассчитывают на своевременность поставок SSJ. «Нам о задержках пока ничего не известно», – сказал «Ведомостям» гендиректор компании Валерий Окулов. В сентябре он признавался, что деньги на SSJ в бюджете авиакомпании уже заложены, а самолеты включены в расписание на 2008–2009 гг.

По словам Гришанина, о корректировках графика поставок компания объявит после первого полета. А пока ГСС намерена до конца 2008 г. собрать четыре самолета и продолжить их производство даже без сертификатов. Гришанин не исключает замечаний со стороны сертификационной комиссии: «Будем исправлять». Но зато, по его словам, к моменту готовности документов ГСС будет иметь отлаженный производственный процесс, что сэкономит и время, и деньги. До 2024 г. ГСС планирует продать 800 ближнемагистральных самолетов по всему миру.

ГСС рассчитывает выпускать и грузовые лайнеры на базовой платформе SSJ100. Производство самолетов развернется в России, а оснащением займется СП – Superjet International (51% акций – у итальянской Alenia, 49% – у АХК «Сухой»). По словам Гришанина, программа по грузовому SSJ100 может быть и заморожена, если не удастся до начала производства заключить твердый контракт на 40 машин. Для выхода проекта на нулевую рентабельность необходимо продать 150 лайнеров, а для получения прибыли – 350. Через три месяца будет готов бизнес-план грузового SSJ100, а также SSJ100 в бизнес-комплектации.