Вектор


Толстый и тонкий

В 2009 г. у «Ситроникса» может появиться новый источник дохода – контракт с ФГУП «НТЦ «Атлас» на поставку микрочипов для российских загранпаспортов нового поколения. Сейчас эти чипы поставляет голландская NXP, но это временный вариант до тех пор, пока в России не появится собственное производство (см. статью на стр. Б8). У «Ситроникса» оно уже есть: в декабре 2007 г. подконтрольный ему зеленоградский «Микрон» запустил производство микросхем топологического размера 0,18 мкн. Но на контракт с «Атласом» претендует не один «Ситроникс»: помимо 10 000 микросхем «Микрона» ФГУП закупит еще 15 000 у конкурирующего зеленоградского завода «Ангстрем-Т» (контролируется Сергеем Веремеенко). У «Ангстрем-Т» собственного производства пока нет, оно, по словам гендиректора Анатолия Сухопарова, появится в мае 2009 г., зато компания сразу будет выпускать более миниатюрные микросхемы, чем «Микрон» (0,13 мкн). Пока же она представит в «Атлас» на пробу чипы, выпущенные по ее заказу в Юго-Восточной Азии. В конце года государству предстоит выбрать, с кем заключить постоянный контракт. Представитель «Ситроникса» надеется, что выбор падет на «Микрон»: его производство уже размещено в России, а это важно для подведомственного ФСБ «Атласа». Зато продукция «Ангстрем-Т» будет выпускаться по более современной технологии и ее себестоимость будет примерно вдвое ниже, парирует Сухопаров. Цена вопроса – около $15 млн в год.

Третья сила

С января общие фонды банковского управления (ОФБУ) оказались в поле зрения сразу двух регуляторов: к действующей инструкции Банка России добавился приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), который распространяется на всех управляющих, кроме тех, кто работает с пенсионными деньгами и ПИФами. То есть и на банкиров. Они были от этого не в восторге, поскольку, по сути, лишались возможности инвестировать в зарубежные активы. ЦБ предлагает внести понятие ОФБУ в закон «О банках и банковской деятельности». Тогда вопрос будет исключительно в его компетенции. Взамен Банк России предлагает согласовывать с ФСФР инструкции, касающиеся ОФБУ. Такую позицию вчера озвучил замдиректора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Владимир Чистюхин. Замруководителя ФСФР Сергей Харламов заявил, что «это пока не более чем предложение» и ситуация с ОФБУ еще требует серьезных переговоров между ЦБ и ФСФР. Ситуация патовая: каждое ведомство стоит на своем, а оба документа зарегистрированы в Минюсте. Так что потребуется вмешательство высшей силы, как 10 лет назад, когда ЦБ и тогда еще ФКЦБ спорили, кому регистрировать эмиссии акций банков.

Некому платить

Цифра ущерба, нанесенного окружающей среде кораблекрушениями в Керченском проливе в ноябре прошлого года, все время растет. Через несколько дней после аварии ликвидаторы оценили ущерб в 3 млрд руб., потом замглавы Росприроднадзора Олег Митволь назвал цифру 6,5 млрд. Вчера его начальник Владимир Кириллов назвал новую сумму, теперь уже окончательную: 20 млрд руб. Эти деньги заплатят виновные – по словам Кириллова, «перевозчики и портовые службы». Судебные слушания по делам пяти компаний начнутся 16 апреля в Санкт-Петербурге, пообещал он. Потерпели крушение 12 судов, в том числе восемь российских, а четыре судна затонули. Хозяевами затонувших судов были «Волготанкер», «Порт Тураево», «Дондизельсервис» и «Волгоремфлот». Больше всего мазута в воду вылилось из разломившегося надвое танкера «Волгонефть-139», принадлежавшего «Волготанкеру». С него взыскать ущерб теперь будет сложно – в начале марта компания стала банкротом.