Дешевый хлеб в обмен на обещания

Вслед за губернатором Самарской области глава Самары предложил представителям крупных продуктовых компаний ограничить торговую надбавку на ряд социально значимых продуктов
О. Антонов

Вчера на встрече с руководителями девяти крупных торговых сетей Самары – «Наш квартал», «Магнит», «Любимый», «Копейка», «Пятерочка», «Патэрсон», «Рамстор», «Волга-Волга», «Перекресток» – мэр Виктор Тархов предложил им выбрать около 10 позиций социально значимых продуктов и снизить на них торговую наценку до 8–10%.

«Малоимущих надо защищать. Все остальные должны стойко выдерживать удары роста цен», – сказал глава города. Взамен администрация обещает обеспечить информационную поддержку маркетинговых акций, посодействовать снижению арендной платы и помочь сетям во взаимодействии с производителями.

Конкретные предложения сети должны представить горадминистрации до 1 мая, после чего с ними будет подписано соответствующее соглашение.

Участники рынка и аналитики считают предложение чиновников невыгодным для сетей.

5% торговой наценки уходит на оплату работы поставщикам, еще 5% – на зарплату и на оплату аренды, коммунальных услуг и т. д., говорит генеральный директор поволжского филиала X5 Retail Group Владимир Рыжков.

При выполнении городом заявленных условий торговая наценка в 10% позволит бизнесу не работать в убыток, но и не принесет прибыли, полагает аналитик ИК «Антанта пиоглобал» Андрей Верхоланцев.

Сейчас наценка на продукты в сетевых магазинах Самары – 20–25%, а на социально значимые, такие как молоко и хлеб, – 10–12%, рассказывает владелец сети «Самара-продукт» Борис Храпатый. Ритейлеры совместно с департаментом потребительского рынка мэрии разработали ряд программ, согласно которым торговые сети проводят акции по снижению цен для пенсионеров, ветеранов и инвалидов на 3–10%, добавляет генеральный директор самарской сети «Любимый магазин» Светлана Вагнер.

Администрация города заходит не с той стороны, уверен Верхоланцев. Цены повышаются из-за роста цен на сырье и в первую очередь встречаться надо с производителями, а не с сетевиками, считает аналитик. Сетевая торговля продуктами и так не очень рентабельный бизнес и ограничивать их нельзя, продолжает он. Например, говорит Верхоланцев, по итогам 2007 г. чистая прибыль «Магнита» и X5 Retail Group в России составила 2,7% к выручке.

Предложение мэрии Самары продолжает инициативу правительства Самарской области, заключившего в декабре 2007 г. соглашение с 23 предприятиями торговли. Ритейлеры обещали до конца марта 2008 г. не устанавливать торговую наценку на продукцию первоочередного спроса выше 10%. И по истечении срока соглашения производители хлеба, молока и подсолнечного масла и продуктовые магазины не повысили цены на социальные продукты, уверяет руководитель департамента информационной политики области Иван Скрыльник, поэтому область не будет продлевать соглашение с торговцами. А Рыжков из поволжского филиала X5 Retail Group говорит, что с 31 марта по 9 апреля цены на продукты в Самарской области в среднем выросли на 17%, прежде всего из-за окончания моратория на рост цен.

На 8 апреля средняя стоимость пшеничного хлеба весом 1 кг составила 27,83 руб. (17 марта – 26,46 руб.), 1 кг ржаного хлеба – 24,54 руб. (21,57 руб.), 1 л растительного масла – 63,64 руб. (60,15 руб.), 1 л молока – 26,83 (26,92 руб., данные областного правительства).

Правительство Нижегородской области приняло решение отказаться от искусственного сдерживания роста цен на хлеб. 4 апреля министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Леонид Седов объяснил это решение тем, что заводы по производству хлеба не имеют столько заказов, чтобы работать с полной загрузкой. «Следовательно, жесткая конкуренция не позволит взвинчивать цены на хлеб», – уверен Седов.