Конкуренция за коммуналку

ФАС запретила муниципалитетам сдавать в аренду и продавать коммунальную инфраструктуру без проведения конкурса или аукциона

Проведение конкурсов при передаче инфраструктурных объектов обязательно, говорится в письме руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева. В апреле оно было разослано главам регионов и муниципалитетов. Сейчас инфраструктура зачастую передается компаниям без торгов, отмечает в письме Артемьев: это ограничивает конкуренцию при доступе на рынок управления коммунальным хозяйством.

«Передача прав на инфраструктуру без торгов после вступления в силу закона «О защите конкуренции» в октябре 2006 г. считается госпомощью», – объясняет начальник управления ФАС Владимир Ефимов. А предоставление госпомощи нужно согласовывать с ФАС, предупреждает Ефимов: «Но мы бесконкурсную процедуру согласовывать не будем, а станем добиваться признания таких сделок ничтожными».

Прецеденты уже есть. В 2004 г. заксобрание Костромы продало муниципальные теплосистемы компании «Костромаэнерго». Сделка была оспорена в суде и имущество вернулось муниципалитету, рассказывает Ефимов. А чиновнику, подписавшему договор, может грозить дисквалификация на срок до трех лет и штраф до 20 000 руб.

К письму Артемьева приложены методические рекомендации по проведению конкурса и аукциона. Они разработаны на основе законов о госзакупках и о концессионных соглашениях.

Муниципалитет должен разместить объявление о торгах за 45 дней до их проведения в официальном издании и на официальном сайте. Участники торгов должны обеспечить исполнение обязательств депозитами или банковской гарантией. Критерии, по которым на конкурсе определят победителя, перечислены в письме: цена контракта, скорость исполнения инвестиционных обязательств, объем работ.

Вес критерия качества работ не должен превышать 20%. Цена контракта может вообще не играть никакой роли, если, например, оператор инфраструктуры согласится брать с населения очень низкую плату, объясняет Ефимов. На аукционе победит компания, предложившая наибольшую цену за инфраструктуру.

Из опрошенных «Ведомостями» глав муниципальных образований письма никто не видел. Сейчас решаем, кто будет управлять теплосетями, срок аренды которых теплоэнергетической компанией заканчивается, говорит мэр Костромы Ирина Переверзева: инфраструктура была сдана в аренду без конкурса предыдущей администрацией. От компании, которая получила инфраструктуру в аренду, мэрия никаких арендных платежей не получает, она расплачивается взаимозачетом, ремонтируя инфраструктуру, объясняет Переверзева. «Будем проводить конкурс, но критерий качества должен весить не менее 50%, – считает мэр, – скупой платит дважды».

Перми принадлежат только водоканалы, которые сданы оператору в аренду на 49 лет, рассказывает глава городской администрации Аркадий Кац: контракт подписан еще в 2004 г., поэтому конкурс не проводился. «Сейчас уже понятно, что аренда – не выход, она не обеспечивает инвестиции в обновление инфраструктуры, поэтому планируем заключать концессионные соглашения», – говорит Кац.

В Челябинске водоснабжением управляют муниципальные предприятия, отмечает мэр города Михаил Юревич: «Приватизировать их не собираемся, а долгосрочная аренда – скрытая приватизация». Подача воды рентабельна даже при существующих тарифах, объясняет он.