«Лукойл» выбрал Россию

«Лукойл» продает автозаправки в США и покупает в России

В опубликованной вчера отчетности «Лукойла» по US GAAP сказано, что в декабре 2007 г. одна из компаний группы приступила к продаже 162 заправок, купленных в 2004 г. у ConocoPhillips в штатах Пенсильвания и южной части Нью-Джерси (США). В феврале 2008 г. компания заключила со сторонним инвестором договор купли-продажи АЗС за $138 млн. Завершение сделки ожидается в мае.

Главный стратег Альфа-банка Рональд Смит одобряет действия «Лукойла». «Этот бизнес в Америке приносит очень низкую прибыль, а у «Лукойла» к тому же собственных ресурсов там нет», – рассуждает эксперт. Цену, которую российская компания получила за свои активы (в среднем $850 000 за станцию), Смит считает вполне приемлемой.

«Мы делаем то, что в Америке сейчас делают все мейджоры, а начали год-два назад ВР и Shell», – говорит президент Lukoil Americas Вадим Глузман. По его словам, из-за низкой маржи и высокой волатильности рынка крупные компании избавляются от розницы и сосредоточиваются на оптовых поставках. «Мы выбрали наименее доходные станции и продали их, причем с прибылью, – говорит собеседник «Ведомостей», – а с новыми владельцами заключили 15-летний контракт на поставки топлива». Бренд «Лукойл» на АЗС сохранится.

И вчера же «Лукойл-центрнефтепродукт» («Лукойл-ЦН) объявил о приобретении розничных активов у «РК-газсетьсервис». Это работающие под брендом EPetrol пять автозаправочных комплексов (АЗК) в Московской области и два в Калужской, а также 19 участков под строительство АЗК в Московской, Брянской и Тверской областях. Все они расположены на федеральных трассах Москва – Киев и Москва – Петербург. Ребрендинг действующих АЗК «Лукойл-ЦН» планирует провести до IV квартала 2008 г., а построить новые – в течение двух лет. Представитель компании стоимость сделки не назвал.

С представителями «РК-Газсетьсервис» связаться вчера не удалось. В 2006 г. компания планировала IPO в Лондоне, но вместо этого продала 14 АЗК «Сибнефти». На сайте ее управляющей компании Douglas Consulting сказано, что на начало 2006 г. строительство и ввод в эксплуатацию одного АЗК EPetrol обходились в $2,6–3,2 млн, из которых 30% приходятся на стоимость земельного участка. Но «Лукойлу» АЗС достались дороже, думает исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. «В Москве за хороший АЗК сейчас просят $8 млн», – говорит он.