Oт редакции: Соблазн минимума


В России по-прежнему много бедных людей. По официальным данным, 21 млн россиян получают доходы ниже прожиточного минимума. Это почти в два раза меньше, чем в 2001 г. (40 млн человек). Однако уровень бедности в России – 14,8% населения – выше, чем в развитых странах Европы, и слишком велик, чтобы считать Россию социальным государством. Поэтому Федерация независимых профсоюзов и «Единая Россия» подписали соглашение о сотрудничестве, в котором договорились совместно разработать и принять законы, направленные на повышение доходов и сокращение социального неравенства. Ключевой пункт документа – повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ). Борис Грызлов назвал его «важнейшим вопросом»: к 1 декабря единороссы обязались принять закон, который увеличит его до прожиточного минимума.

МРОТ, заложенный в тарифную сетку, – 2300 руб. Это всего лишь 15% от средней заработной платы по стране, что значительно ниже, чем во Франции (50%), США (35%) или соседней Эстонии (32%). Зарубежный опыт, как пишут авторы исследования «Заработная плата в России», показал, что увеличение МРОТ повышает уровень доходов низкооплачиваемых слоев населения, сокращает разницу в доходах, препятствует недобросовестной конкуренции. Наконец, такое повышение привлекает часть неактивного населения на рынок труда, что важно в современных российских условиях.

Однако увеличением минимальной оплаты в современной России следует пользоваться крайне аккуратно. За последние семь лет МРОТ вырос в 27,5 раза. Как показал опыт многих стран, в том числе Венгрии и Чехии, рост МРОТ может привести к отказу бизнеса от найма неквалифицированных работников в отраслях с невысокой оплатой труда. Безработица в первую очередь ударит по молодежи, пенсионерам, занятым в образовании, сельском хозяйстве и повысит уровень бедности. Чтобы избежать негативных последствий увеличения МРОТ в России, необходима региональная и отраслевая дифференциация минимальной заработной платы, оптимизация численности бюджетников и отказ от политизации проблемы.