США – Россия: Украина как окно в Европу


Вступление Украины в НАТО, несомненно, было бы огромным кушем для американской администрации. Дело не только в самой по себе Украине, хотя это самая большая в Европе страна после России с населением почти 50 млн человек. Куда важнее то, что исторически Украина всегда определяла роль России в Европе и мире.

Принято считать, что Петр I прорубил окно в Европу, дав России выход в Балтийское море и построив Петербург. Однако более важное событие произошло на полвека раньше. Присоединение левобережной Украины к России в результате созванной Богданом Хмельницким Переяславской рады дало России ее империю и превратило ее в европейскую страну.

Украиной Россия вклинивается в самое сердце континента, становится игроком на Балканах, на западном и южном берегах Черного моря и в Центральной Европе. Без Украины Россия занимает северо-восточный угол карты континента. Хотя «Украина» происходит от слова «окраина», на окраине мира рискует оказаться как раз Россия.

С военного союза между Украиной и Россией начался закат Польско-Литовского королевства, завершившийся разделом Польши во второй половине XVIII в. Зато роль России становилась все более значимой после присоединения к ней Украины. Без тех территориальных завоеваний невозможны были бы и победы Петра в конце столетия.

Если Россия даст Украине окончательно выйти из своей сферы влияния, она в обозримом будущем не сможет вернуться в ряды доминирующих игроков в Европе, стать такой, какой она была, например, во второй половине прошлого века. Если Украина уйдет в Западную Европу, вряд ли России удастся также создать вокруг себя альтернативное, независимое экономическое и политическое пространство, к которому могли бы примкнуть ряд бывших республик.

Решение не пустить Украину и Грузию в натовский предбанник, принятое на прошлой неделе в Бухаресте, вряд ли было мотивировано европейским страхом перед давлением Москвы, как утверждают некоторые комментаторы. Скорее это вопрос приоритетов. Так как сложно продавить одновременно Украину с Грузией и противоракетную систему, элементы которой будут размещены в Польше и Чехии, администрация Буша предпочла «звездные войны». Однако противоракетная система – это «белый слон», чья задача – кормить и так уже весьма упитанный военно-промышленный комплекс. Против Ирана эта система не нужна, а против России бесполезна. Эффективно работать она, по мнению экспертов, не будет никогда.

С точки зрения Запада вступление Украины в НАТО и со временем в Евросоюз означает крушение надежд на альтернативную Европу – политическое, экономическое и культурное пространство вокруг России. Так после Второй мировой войны исчезла германская Mitteleuropa как альтернатива англо-французскому Западу.

Для России уход Украины в Европу означает окончание периода ельцинско-путинского демисезона. Российское руководство будет поставлено перед жестким выбором. Первый, наиболее благоприятный для всех, включая саму Россию, – это вхождение в единственно сегодня существующую Европу на более или менее общих условиях. То есть с прозрачной рыночной экономикой, либерально-демократической политической системой и при соблюдении правил европейского добрососедства.

Иначе Россия останется огромной, потенциально богатой и могущественной страной, но перестанет быть европейской державой. Это означает, наверное, изоляцию, госкапитализм (и, соответственно, застой), суверенную демократию и агрессивность к внешнему миру.

Интеграция обломков бывшей советской империи в Западную Европу идет медленно, но неукоснительно. Тех, кто сегодня еще за бортом, можно пересчитать по пальцам. Поскольку процесс идет уже почти 20 лет, можно сказать, что он необратим. В таком случае через год-другой Украина, а может, уже и Беларусь с Молдовой войдут в состав НАТО, со всеми вытекающими последствиями.

Но риск существует. Многое может измениться в России и Украине, что может помешать вступлению последней в НАТО. Отдав предпочтение игрушке «звездных войн» и отложив Украину на потом, администрация Буша, возможно, совершила наиболее серьезную из своих многочисленных стратегических ошибок.