Дороги дорожают


При реализации 30 крупнейших транспортных проектов Евросоюзу грозит перерасход в 40 млрд евро, подсчитал для европарламента PricеwaterhouseCoopers (PwC). В 2004 г. затраты на их реализацию оценивались в 340 млрд, а сейчас – в 379 млрд евро. В число этих приоритетных проектов входят железные дороги от французского Лиона до Украины, от Берлина до Палермо, магистраль Гданьск – Вена – Братислава. Сильнее всего подорожала железная дорога до Украины – с 38,1 млрд до 52,7 млрд евро. Высокоскоростная железнодорожная магистраль, которая свяжет Париж и Лион с Бильбао, Барселоной, Мадридом и Лиссабоном, будет стоить не 39,7 млрд, а 42,5 млрд евро, а ветка Берлин – Палермо – не 46,2 млрд, а 51 млрд евро.

PwC объясняет рост затрат слабым планированием и управлением проектами, пересмотром требований, задержками в финансировании и исками от экологов и владельцев земельных участков. Проекты готовились под политическим давлением в кратчайшие сроки, что не позволило тщательно проанализировать затраты, добавляет Катинка Бэриш из Центра европейской реформы, не хватает и опыта по трансграничным проектам.

По данным председателя транспортного комитета европарламента Паоло Коста, 80–90% затрат финансируют бюджеты стран, остальное – Евросоюз. Италия должна потратить 62,7 млрд евро, Испания – 62 млрд, Франция – 41,4 млрд, Германия – 31,8 млрд, Британия – 26,7 млрд.

Увеличить финансирование многие страны не могут, говорит Коста: чтобы закончить проекты, нужно привлечь частный капитал. Но в условиях финансового кризиса это сложно, полагает Бэриш.

В России инфраструктурные проекты дорожают быстрее, чем в Европе. Скорость удорожания может достигать 20% в год, считает партнер ФБК Игорь Николаев: стройматериалы и сырье дорожают, а лоббисты делают расчеты, исходя из минимальных затрат и наилучших условий реализации. Так, стоимость Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге в 2004–2007 гг. выросла с 82 млрд до 120 млрд руб. А олимпийские проекты за последние полгода подорожали вдвое-втрое, отмечает директор Института региональной политики Булат Столяров.