Оживший контент

Совладелец тольяттинской студии флэш-анимации «Антимульт» Наталья Овчинникова в 2005 г. открыла в Москве студию Antimult Msk. Инвестиции в московский проект составили около $50 000. В 2008 г. появился инвестор, готовый развивать бизнес
Д. Гришкин

Опасные ребята. Александр Колесник

директор студии «Тунгуру» «Главная опасность – массовое привлечение азиатских аниматоров, работающих «за еду». Эти ребята уже оставили без работы тысячи профессионалов в США и Европе»

Наталье Овчинниковой 25 лет. В 18 лет она вместе с друзьями Максимом Кудеровым и Андреем Саймаковым стала соучредителем первой в Тольятти деловой газеты «Понедельник», которая существует до сих пор. «Мы скинулись по 1000 руб., первые номера верстали дома у Кудерова», – рассказывает Овчинникова. В 2001 г. Овчинникова создала агентство «Понедельник PR». «В обмен на ее долю в газете мы помогли Наталье стартовым капиталом в 200 000 руб.», – вспоминает издатель «Понедельника» и руководитель студии «Антимульт» Максим Кудеров. Через два года у агентства уже были солидные клиенты и два офиса – в Тольятти и Самаре.

Идея создания анимационной студии «Антимульт» принадлежала Кудерову. «Наталью пригласили в совладельцы с долей в 10% при условии, что она будет вкладывать в развитие студии часть прибыли от рекламного агентства», – комментирует Кудеров. Первым проектом студии стал сериал «Анти-PR», посвященный жизни пиар-агентства. С апреля 2003 г. 19 серий проекта бесплатно выкладывались в интернет, не принося студии денег, но работая на имя. Прибыль студия начала приносить на второй год. Первым серьезным заказом стала серия рекламных роликов для компании Rambler, за ним – ролики для МТС. «Оборот студии в 2005 г. был около $25 000», – говорит Кудеров.

Размножение делением

«Мы начали делать коммерческие ролики для московских заказчиков – и, чтобы быть ближе к ним, в октябре 2005 г. переехали в Москву», – рассказывает Овчинникова. Подробности излагает Кудеров: «Овчинникова убедила нас открыть ей офис в Москве. Офис оплачивал «Антимульт», но прибыли тот не приносил, и в 2006 г. мы прекратили его финансировать. Наталья решила отделиться, и с этого момента началась история Antimult Msk». Так Овчинникова назвала уже свою компанию, которую открыла с партнером. Имя партнера она не называет, лишь сообщает, что он инвестировал большую часть стартового капитала, составившего около $50 000. «Инвестором стал бывший топ-менеджер «Сибур – русские шины» Василий Митько», – сообщает Кудеров.

«Завоевать Москву было несложно – помогли известность сериала и узнаваемое имя», – считает Овчинникова. «Она украла у нас имя. Овчинникова продолжила выпускать «Анти-PR», а мы прекратили», – комментирует Кудеров. «Если бы компания своевременно зарегистрировала название как товарный знак, отделившийся сотрудник это имя использовать уже бы не смог», – комментирует патентный поверенный РФ Елена Кандыбина. Кудеров надеется урегулировать вопрос путем переговоров. Овчинниковой по-прежнему принадлежат 10% компании «Антимульт», но остальные владельцы тольяттинской студии не имеют доли в московской.

Плата за скорость

«Antimult Msk сейчас работает в нескольких направлениях: мультипликационные сериалы, рекламные ролики для телевидения и ролики для вирусного маркетинга. Секунда ролика стоит в среднем около 500 евро, минута сериала – от 3000 евро. Среди клиентов студии – аэропорт «Домодедово», ГК НМЖК, компания «Амедиа» и др. «По заказу «Амедиа» Antimult Msk оперативно выполнила 12-серийный проект, за который другие студии не брались из-за сжатых сроков», – говорит главный редактор отделов «Ситком» и «Интернет-вещание» Павел Шумов. «Мы довольны результатами сотрудничества», – отмечает начальник отдела PR и рекламы компании «Нижфарм» Ольга Бочкина.

Оборот студии Овчинникова называть отказывается, ссылаясь на публикации в прессе, оценивающие оборот Antimult Msk в $1 млн. «Зная цены на рынке и объем сделанных работ, я назвал бы в пять раз меньшую сумму», – отмечает Кудеров. «$1 млн в год – это 200–250 минут анимации. Где эти 250 минут? Я согласен с Кудеровым, $200 000 – это максимум», – соглашается игрок рынка, пожелавший сохранить анонимность.

«Количество анимационных студий, делающих качественный продукт, ограничено», – заявляет директор студии «Тунгуру» (Донецк) Александр Колесник. «На этом рынке конкуренция не такая, как среди рекламных агентств, но все-таки существенная. Ее обостряют демпингующие полустудии и фрилансеры», – добавляет директор студии «Флэшкафе» Евгений Сафонов.

Ниша пуста

В марте у Antimult Msk поменялся совладелец: им стал президент компании lmh group Игорь Ганжа. Он отказался назвать сумму сделки и отметил, что студия интересна ему для развития вирусного маркетинга и производства контента для телеканалов. «С Antimult Msk мы находимся на начальной стадии переговоров, но пока на российском рынке анимации я не вижу ничего интересного, – сокрушается генеральный директор канала «2 х 2» Роман Саркисов. – Даже если купить всю российскую анимацию, получится два часа в неделю. Рынка у нас нет, ниша пуста». «Анимация – дорогое удовольствие, – говорит Сафонов, – рынок не созрел, чтобы платить за нее адекватные деньги». «Перспективы у рынка невероятные, – считает Шумов. – Есть пример «Смешариков», продающих под своим брендом все, что угодно». «Если бы у нас была только студия, такого успеха мы бы не добились, – рассуждает генеральный продюсер проекта «Смешарики» Илья Попов. – Для продвижения бренда мы создали отдельное агентство «Мармелад медиа». Ни Попов, ни Ганжа, ни кто-либо другой из игроков российского анимационного рынка не берутся оценить его емкость. «Его бессмысленно оценивать отдельно от медийного рынка, – считает Попов, – потому что любой медийный проект может стать анимационным». И любой анимационный – медийным.