Вектор


Как удобряют цены

Создать контролируемую розницу МТС могла бы и более радикальным образом – купив «Евросеть». Если оценивать эту компанию по коэффициентам «М.видео» (как предлагал «Ведомостям» в интервью президент «Евросети» Алексей Чуйкин), 100% должны стоить около $1,5 млрд. Но покупка контроля в «Евросети» размыла бы маржу МТС (рентабельность по чистой прибыли сотовой компании за III квартал 2007 г. – 29,5%, а «Евросеть» прогнозирует по итогам 2008 г. 2–2,2%). Вдобавок такая сделка могла бы отпугнуть от «Евросети» «Вымпелком» и «Мегафон».

Введения пошлин на экспорт минеральных удобрений и обязательства производителей снизить цены на период посевной на 1–6% властям показалось мало. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила в пятницу о комплексной проверке ценообразования среди производителей удобрений. Проверка показала, что продажа продукции через сбытовые организации приводит к удорожанию удобрений на 30–40%, говорит начальник профильного управления ФАС Теймураз Харитонашвили. В ближайший месяц его служба намерена проверить посредников на предмет возможного злоупотребления доминирующим положением и установить, насколько обоснованны их затраты. Если нарушения будут выявлены, ФАС грозит наложить «оборотный штраф» (в процентах от выручки нарушителя). Представители компаний уверяют, что на внутреннем рынке удобрения продают их же организации, которые не могут повысить цену более чем на 10%.

В поисках лазейки

Скоро исполнится год с тех пор, как председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер попросил правительство без конкурса передать компании Чаяндинское нефтегазовое месторождение. Правительство не против, но вопрос так и не решен. МПР и МЭРТ заявили, что закон «О недрах» не предусматривает выдачи лицензий без конкурса. Зато Минпромэнерго нашло в том же законе оговорку: лицензии на месторождения «федерального значения» (к ним относится и Чаянда) выдаются в порядке, установленном федеральными законами. А закон «О газоснабжении» предусматривает, что такие месторождения могут передаваться без конкурса «организации – собственнику Единой системы газоснабжения». То есть «Газпрому». Недавно Дмитрий Медведев прямо велел отдать Чаянду «Газпрому» без конкурса и поручил подготовить предложения по выдаче лицензии. В начале марта Минпромэнерго направило на согласование в МПР проект соответствующего распоряжения правительства, но МПР продолжает стоять на своем. На совещании в правительстве, которое может состояться сегодня, снова будет обсуждаться, позволяет ли законодательство без конкурса передать Чаянду «Газпрому». Ответа на этот вопрос юристы Белого дома пока не дали, говорит один из участвующих в дискуссии чиновников.

Почти родственники

МТС и «Евросеть» ведут переговоры о продаже совместного тарифного плана, рассказали источники, близкие к обеим сторонам. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая подтвердила: переговоры находятся на «продвинутой стадии». Ее коллега из «Евросети» Очир Манджиков говорит лишь, что компания «рассматривает возможность запуска тарифа с одним из крупных операторов». С сентября 2007 г. МТС уже продает через столичные салоны «Связного» тариф «Единственный», и сейчас, признается близкий к одной из этих компаний источник, он обеспечивает порядка 5% всей московской выручки МТС. Но партнерство с «Евросетью» должно охватить всю страну. Тарифом дело не ограничится: планируется, что «Евросеть» будет подключать абонентам МТС услуги (например, роуминг), менять sim-карты и т. п. С каждой из этих операций «Евросеть» будет получать комиссию, а МТС сможет укрепить розничные продажи: «Евросеть» – владелец крупнейшей в России сотовой ритейл-сети.

Первее первых

Авторитетная аналитическая компания Comscore впервые опубликовала рэнкинг сайтов рунета (см. стр. А1). Отчет откровений не содержит. Самыми посещаемыми сайтами оказались страницы «Яндекса», Mail.ru и Rambler, причем сайты «Яндекса» привлекли 62% пользователей – на 11 п. п. больше, чем у Mail.ru. А крупнейшими поисковиками рунета (по количеству принятых запросов) стали «Яндекс», Google и Rambler. Директор по маркетингу и PR Mail.ru Анна Артамонова уверена, что ее компания обогнала «Яндекс» по охвату аудитории в рунете еще в конце 2007 г. А Аркадий Морейнис из Rambler Media считает: доля поисковых запросов, принятых его компанией в феврале, составляла не 9,7%, как посчитала Comscore, а 13,5–14,5% (что, впрочем, сохраняет за Rambler 3-е место). Но борьба крупнейших участников российского интернет-рынка за места в первой тройке не большая новость, да и счетчики, позволяющие подкрепить доводы цифрами, есть не у всех спорщиков.