Нелишний миллиард

«Газпрому» мало монополии на экспорт природного газа. Он хотел бы единолично вывозить еще и продукты газо- и нефтепереработки, зарабатывая дополнительно $1,2 млрд в год
М.Стулов

Предложение «Газпрома» изложено в письме зампреда правления компании, гендиректора «Газпром экспорта» Александра Медведева (копия есть у «Ведомостей»). Он написал это письмо в начале марта в департамент отраслевого развития правительства, чтобы отреагировать на предложенные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) поправки в закон «Об экспорте газа».

В 2006 г. этот закон был спешно принят Госдумой и предоставил «Газпрому» монополию на экспорт газа. С тех пор только «Газпром» и его 100%-ные «дочки» могут экспортировать газ со всех месторождений страны, в газообразном или сжиженном состоянии, гласит закон (исключение – газ с СРП, которые были заключены до 2006 г.). Но почти сразу после принятия закона на рынке началась путаница, поскольку из текста не ясно, подпадает ли под закон газ, который является продуктом переработки, например сжиженный углеводородный газ (СУГ), включая пропан, бутан и проч. Федеральная таможенная служба из-за этой проблемы была вынуждена выпустить телеграмму, уточняя, что в законе имеется в виду лишь природный газ.

ФАС в начале 2008 г. предложила внести это уточнение непосредственно в закон «Об экспорте газа», а также наделить правительство полномочиями по установлению порядка экспорта газа (текст предложений также есть у «Ведомостей»).

Но «Газпром» считает, что такие поправки излишни, и предлагает, наоборот, расширить в законе понятие «газ», добавив топливо, «вырабатываемое газо- и нефтеперерабатывающими организациями». «Полагаем, что вовлечение СУГ в единый канал экспорта газа будет в полной мере соответствовать принципам государственной политики России», – пишет Медведев. «Газпром» будет эффективным экспортером СУГ благодаря многолетнему опыту, подчеркивает он («Газпром экспорт» экспортирует продукт для «Сибур холдинга» как комиссионер).

В 2007 г. Россия экспортировала 1,8 млн т СУГ (+10% к 2006 г.) примерно на $1,2 млрд, отмечает редактор Argus Media Светлана Новолодская. Для сравнения: от экспорта газа «Газпром» получил почти $40 млрд за девять месяцев 2007 г. Основные экспортеры СУГ – «Сибур холдинг» (около трети объемов), «Газпром», «Сургутнефтегаз» и «Новатэк», перечисляет Новолодская. Но никто из производителей комментировать инициативу «Газпрома» не захотел. Лишь пресс-служба «Газпром экспорта» объяснила, что единый экспортный канал для природного газа и СУГ оптимален для всех участников рынка «с точки зрения максимизации валютной выручки».

Выяснить позицию правительства вчера не удалось, предложения по поправкам в закон «Об экспорте газа» аппарат ждет до мая. ФАС против предложений «Газпрома». СУГ – это не продукт добычи, монополия на его экспорт дестимулирует производителей, в том числе в части инвестиций в утилизацию попутного нефтяного газа (ПНГ), объясняет руководитель профильного департамента ФАС Александр Пироженко. СУГ не стратегический продукт, его рынок аналогичен рынку нефтепродуктов – дизтоплива и мазута, согласен представитель «Лукойла» (экспорта нет, но есть зарубежные продажи с иностранных заводов). Непонятно, зачем «Газпрому» отдавать монополию на экспорт абсолютно рыночного продукта, говорит сотрудник другой компании-производителя.