Мы б для батюшки-царя

Фильм «Господа офицеры», боюсь, обречен на побивание камнями. Но он занятен, даже если расценить его как работу советского киномана
www.kinopoisk.ru

Фильм актера и режиссера Олега Фомина обречен на побивание по двум безусловным причинам. Он внешне (но не идеологией) напоминает советское кино про Гражданскую войну. Если говорить о сюжете, это полное вранье. Да, есть легенды, будто белые засылали спецгруппы для освобождения царской семьи, заточенной в екатеринбуржском доме Ипатьева. Понятно, что раз судьбы групп неизвестны, то снять правдивый фильм об одной из них затруднительно.

Но фильм Фомина действует на нервы тем обстоятельством, что вообще не следует исторической правде. Что режиссер принципиально (по его собственным словам, как и в ситуации, когда делал авантюрный телесериал «КГБ в смокинге») отказался от помощи исторических консультантов. Что в нем можно найти логические нестыковки – лично я нахожу массу. В частности, занимает вопрос, как белые смельчаки в количестве (плюс-минус) великолепной семерки намеревались в случае чудо-освобождения провезти царя, его жену, дочерей, больного сына, доктора, слугу и горничную через кордоны занятого красными Екатеринбурга и через – что еще пуще – сотни километров леса, где почему-то нет экипажей и Невского проспекта.

Вопрос не убийственный. Фомин делал не историческое и даже не идеологическое кино (хотя в традициях постгэкачепистских времен именно белые, а не красные стали у него романтическими героями). Он снял фильм как дань уважения. Как омаж – в духе тарантиновских «Убить Билла» и «Доказательства смерти» (впрочем, у тех были иные источники вдохновения). Омаж не просто советскому кино, хотя и ему тоже, но конкретно жанру истерна – едва ли не уникальному для мирового кинематографа. Так был сотворен черный терьер, редкая собака, созданная в СССР по заданию Сталина назло заводчикам из Великобритании и США.

Истерн – вестерн по-советскому: действие перемещено с Дикого Запада во времена нашей Гражданской войны и – иногда – последующих разборок с басмачами в Средней Азии. Истерн № 1 в советской истории – «Белое солнце пустыни», но Фомин ориентируется на другие образцы, прилепленные сюжетом именно к российской среднеполосной, иногда сибирской, континентальной почве.

Мне кажется, у Фомина в целом получилось. Три удачи его фильма: впечатляющий – обязательный для классического вестерна и истерна – сбор отряда героев. Отсутствие идеологии (симпатии к белым обозначены стилистически тонко). И жанр фильма. «Господа офицеры» оказываются в конечном счете не идеологической драмой, а именно что авантюрным боевиком. Смотреть интересно. В традиции все того же советского истерна сцены драк, перестрелок, сражений поставлены без компьютера, с помощью каскадеров. И выглядят никак не совковыми.