Oт редакции: Трубы горят


Аналитики могут спорить с вице-президентом «Лукойла» Леонидом Федуном по поводу того, прошла или нет Россия пик добычи нефти (см. статью на стр. Б1), но не спорят с тем, что прирост добычи в последние годы неуклонно сокращался и падение добычи не за горами – если не будут вводиться новые месторождения.

Федун сказал в интервью Financial Times, что добыча нефти в России прошла свой пик и может больше никогда не вернуться на прежний уровень. По данным FT, в I квартале 2008 г. объем добычи снизился на 1% (в 2007 г. за тот же период он вырос на 2,3%). По опубликованным вчера данным Росстата, в I квартале 2008 г. объем добычи нефти и газового конденсата сократился на 0,2% по сравнению с I кварталом 2007 г. По мнению Федуна, нефтекомпаниям не хватает средств, остающихся после уплаты налогов, на разведку и ввод новых месторождений. Нефтяники давно жалуются на сверхналоги, и обещанного недавно Минфином снижения НДПИ им недостаточно.

Считается, что запасов нефти в России хватит еще на многие десятилетия. Однако разведка тоже стагнирует. Замминистра природных ресурсов Алексей Варламов недавно заявил, что известных запасов урана в России хватит до 2017 г., нефти – до 2022 г., газа и угля – до 2025 г. Проблема в том, что с советских времен геологоразведка почти не проводилась. Правительство одобрило программу МПР по воспроизводству минерально-сырьевой базы до 2020 г., предполагающую бюджетные инвестиции в размере 544 млрд руб. и инвестиции недропользователей в размере 4060 млрд руб. Впрочем, частно-государственное партнерство до сих пор развивалось в России ни шатко ни валко.

Проблемы с запасами и добычей сказываются на транспортных проектах: регулярно меняются сроки сдачи трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан, в том числе из-за конфликтующих прогнозных данных о заполняемости трубы. Проект нефтепровода БТС-2, понадобившийся в прошлом году в период разногласий с Белоруссией по стоимости транзита через нефтепровод «Дружба», снова лег под сукно – нефти для него просто нет.