Тела и игрушки

Фестиваль премии «Европа – театру» показал разницу между западно- и восточноевропейскими представлениями о том, в каких отношениях должны находиться эстетика и политика
Europe Theatre Prize

Вторую по значению, но важнейшую по актуальности премию «Новая театральная реальность» в этом году замкнули в эталонный треугольник лауреатов, очертивших границы интересов современного европейского искусства: с одной стороны, это все та же телесность, с другой – документальность.

Церемониальные мероприятия самой престижной театральной премии Старого Света, казалось бы, исключают любую интригу. Лауреаты известны заранее, и единственное, что может помешать их награждению, – неявка. В прошлом году, например, на церемонии не присутствовал немецкий режиссер Петер Цадек, и дело закончилось запальчивой перепиской между оргкомитетом и оставшимся без 30 000 евро лауреатом, который должен был разделить главную награду с приехавшим из Канады Робером Лепажем.

На этот раз основную премию вручали одному Патрису Шеро, и все было чинно: французский режиссер, известный у нас в основном по фильмам («Королева Марго» и «Интимность»), не нарушил регламент, приехал в греческие Салоники, где церемония проводится во второй раз, и получил 60 000 евро. А от показа полновесных спектаклей отмахнулся изящным жестом мэтра, который может просто выйти на пустую сцену и почитать что-нибудь из современной французской литературы, переведя свою фирменную тему телесности в плоскость языка.

По первому пункту (кроме Шеро) должна была выступить немецкий хореограф Саша Вальц, однако она приехать не смогла (оставшись в списке лауреатов, но не получив денежный приз). Поэтому тему отыграл польский режиссер Кшиштоф Варликовский, который привез в Салоники «Очищенных» по пьесе Сары Кейн – настоящую камеру пыток, чистилище, обустроенное не то в спортзале, не то в морге, где героев истязают настолько же символически, насколько натуралистично.

Лучшего контраста этому театральному аду, чем спектакль немецко-швейцарской группы Rimini Protokoll, было не придумать. Главные новаторы документального театра привезли свой хит «Мнемопарк», в котором пенсионеры, коллекционирующие модели железных дорог, показывают на сцене игрушечную Швейцарию с поездами размером с мизинец и коровами ростом с муху. Пока по настольным пейзажам бежит паровозик с крохотной видеокамерой, транслирующей изображение на большой экран, участники спектакля успевают рассказать о проблемах национальной экономики, нырнуть в собственное прошлое и обсудить, какие сцены для индийской мелодрамы можно снять на такой натуре: реальность и фантазия соединяются в «Мнемопарке» самым причудливым образом.

Но вот парадокс: и Шеро, и Варликовский, и Rimini Protokoll едва не оказались в тени белорусского «Свободного театра», который удостоился «специального упоминания» жюри за сопротивление диктатуре Лукашенко. Герои показали в Салониках три спектакля, сразив публику убойным сочетанием политической агитки с приемами сельского драмкружка. Европейская театральная общественность аплодировала стоя. И только критики из стран бывшего соцлагеря нецензурно ругались на всех восточноевропейских языках.

Салоники