Барбара Далибар: «Будем искать партнера в России», - Барбара Далибар, гендиректор Orange Business Services

В борьбе телекоммуникационных компаний за клиентов выиграет тот, кто первым придумает новые услуги, повышающие комфорт людей на работе и вне ее, уверена Барбара Далибар
В.Баранов

1998

председатель совета директоров Alcanet International S.A.S., затем – коммерческий директор по новым операторам и директор по продажам Alcatel CIT во Франции

2001

вице-президент Orange Business

2005

гендиректор Orange Business Services

?1 000 000 000

планирует инвестировать Orange в исследовательскую деятельность

Orange Business Services

оператор фиксированной связи. Выручка – 7,72 млрд евро (2007 Г.). Валовая операционная прибыль – 1,34 млрд евро. 100% акций принадлежит France Telecom. Штаб-квартира Orange Business Services – во Франции. Представительства расположены в 166 странах мира. Оказывают услуги телефонии, передачи данных, интернет-доступа корпоративным клиентам в 220 странах, обслуживают 3750 международных корпораций.

Французская Orange Business Services – единственный международный оператор связи, работающий в России давно (с 1990 г.) и построивший крупную сеть. Ее главный конкурент в мире – британская BT открыла представительство в России только осенью 2006 г. К этому времени Orange уже получила в России лицензию, позволяющую самостоятельно оказывать услуги междугородной и международной связи. Посетив Россию, Барбара Далибар дала свое первое интервью «Ведомостям».

– Цель вашего приезда?

– Посмотреть на Россию, пообщаться с сотрудниками, клиентами, убедиться, что мы способны удержать наши уникальные позиции. Ведь Orange Business Services – единственный из работающих в России международных операторов с сильным присутствием на рынке и лицензией на дальнюю связь. Мы построили сеть дальней связи, три месяца назад запустили ее в эксплуатацию. Теперь наша цель – извлечь все преимущества из сильных позиций в России и быть готовыми поддержать наших клиентов, кто много инвестирует в этот регион: банки, производителей химической продукции и др.

– Сколько компания инвестировала в Россию?

– Около $200 млн. Мы намерены ежегодно инвестировать еще около 50 млн евро в расширение существующей сети.

– Какое место занимает российский бизнес в выручке компании?

– Цифру раскрыть не могу, но вклад российской компании в общий бизнес весьма значителен. Особенно с точки зрения прироста бизнеса. Российский бизнес стремительно развивается, а благодаря нашим усилиям на рынке дальней связи будет расти, я надеюсь, еще быстрее – хорошими двузначными темпами.

– Какие сегменты бизнеса компании в целом по миру развиваются наиболее быстро?

– Доход от традиционных услуг передачи голоса и данных быстро снижается, в 2007 г. – на 9%. А доходы от новых сетевых услуг, основанных на IP-протоколе, растут примерно на 15% в год. В 2004 г. услуги в области IP и сетевых сервисов обеспечивали около 30% всей нашей выручки, а сейчас уже 50%. Особенно интересные направления – сервисы, связанные с безопасностью и технологией machine-to-machine, позволяющей контролировать технологические процессы без вмешательства человека. Бизнес страховых, розничных компаний, банков меняется, и, запуская новые услуги, мы предлагаем им новые возможности.

– Ваш основной соперник в Европе – BT. На каком поле конкурируете, каковы ваши козыри?

– Наш важный плюс – глобальное присутствие. Во-вторых, мы совмещаем услуги фиксированной и мобильной связи, предоставляя конвергентные сервисы в области передачи голоса и данных, телекоммуникаций и IT. Пример – услуга Business Everywhere. Где бы я ни находилась и к какой бы сети ни была подключена, я, установив на ноутбук, КПК или смартфон специальное программное обеспечение, имею доступ к корпоративным системам, как если бы я работала в офисе. В этом году у нас будет 1 млн пользователей конвергентных услуг, и в России мы тоже начнем предоставлять их – в партнерстве с сотовыми компаниями. Я с самого начала решила, что мы не станем оказывать клиентам весь спектр IT-услуг. Наш фокус – сетевые сервисы и решения на стыке телекоммуникаций и IТ.

– А как насчет экспансии в другие сегменты бизнеса?

– Нам интересно расширяться, но в пределах телекоммуникационного пространства. Пример такой экспансии – услуги machine-to-machine. Когда-нибудь благодаря IP-технологиям все предметы можно будет соединить друг с другом в единую информационную сеть, и эта возможность создаст новый большой рынок. У нас уже есть очень крупные контракты с компаниями, занимающимися автострахованием: они встраивают в автомобили специальные смарт-карты для наблюдения за поведением водителей. Это дает страховщикам возможность предлагать клиентам новые программы. Скажем, они предлагают водителям с небольшим стажем не ездить по ночам, а взамен дают страховку с лучшей ценой. Все мы когда-нибудь состаримся, и за каждым из нас неплохо было бы наладить дистанционное наблюдение. Специальные системы будут измерять давление, вес, другие показатели физического состояния и доставлять информацию врачу. Тот позвонит вам и расскажет, какое лекарство принять. Все это создает невероятное количество возможностей для бизнеса.

– Сколько тратите на разработки?

– К концу 2008 г. в исследовательскую деятельность планируется инвестировать 1 млрд евро. Результатами некоторых исследований делимся со своими клиентами, потому что пытаемся прогнозировать их будущее. Например, как будет выглядеть через несколько лет работа банка? А розничной сети?

– В России идея объединения фиксированной и мобильной связи тоже популярна: недавно произошло слияние «Вымпелкома» с Golden Telecom. Что скажете о перспективах подобных слияний?

– Я хотела бы привести в пример наш продукт для SME-рынка – Business Live Box. Это устройство, позволяющее получить доступ через ADSL-линию, хот-спот WiFi или мобильную сеть третьего поколения и организовать голосовые и IP-коммуникации в офисе. Или уже упомянутый Business Everywhere. В России мы надеемся реализовать эти сервисы вместе с [местным] партнером. Ведем переговоры с ведущими сотовыми компаниями.